Сегодня:
 

НА ПИЛОТИРУЕМОМ КОРАБЛЕ ШКОЛЬНИКИ НОВОЧЕРКАССКА ОТПРАВИЛИСЬ НА МЕЖДУНАРОДНУЮ КОСМИЧЕСКУЮ СТАНЦИЮ. ЗАДАЧА — ВЫЙТИ НА РАСЧЕТНУЮ ОРБИТУ И ПРОВЕСТИ СТЫКОВКУ КОРАБЛЯ “СОЮЗ-ТМА” С МКС

“Дон”, я — “Сириус”. Проверка систем закончена. К полету готов!” — доложил командир экипажа, в составе которого космонавты в возрасте от 11 до 15 лет. Включается зажигание — корабль “Союз-ТМА” выходит в космос.

Конечно, полет совершается в виртуальном режиме — мониторы компьютеров и фрагменты фильмов помогают ощутить атмосферу космического пространства. Но это отнюдь не игра.

Рабочие места юных космонавтов — один к одному как в Центре подготовки космонавтов в Звездном городке. В натуральную величину кабина пилотируемого космического корабля “Союз-ТМА”, кабина вертолета сопровождения. Все как на настоящих летательных аппаратах.

Местное конструкторское бюро, давно существующее на базе Южно-Российского технического университета, уже 30 лет работает для космоса. Некоторое время назад КБ стало Донским филиалом Центра тренажеростроения. Как пояснил Валентин Шукшунов, генеральный директор центра, в Новочеркасске разрабатываются и производятся практически все (около 90 процентов выпускаемых в стране) тренажеры, на которых готовятся к полетам на орбиту не только российские, но и зарубежные космонавты.

Детишки, приходя на работу к родителям, безусловно, и раньше крутились вокруг космических аппаратов, сгорая от любопытства — как там внутри все устроено? Этот интерес взрослые решили направить в нужное русло. Когда появилась информация о наборе в школу юных космонавтов, организованную при Донском филиале Центра тренажеростроения, от желающих отбоя не было. Взяли только отличников, твердых хорошистов и тех, кто регулярно в течение нескольких месяцев посещал специально организованные для детей занятия по физике, астрономии, географии и истории космонавтики.

В минувшем декабре состоялся зачет по теории. “Почему в космосе вода приобретает форму шара?”, “Как изгнать пузырьки газа из жидкости, находящейся в невесомости?”. Ответившие на эти и другие непростые вопросы получили допуск к полету. В их числе Денис Городничев, Катя Тимакова, Виталий Кривчун — всего 12 счастливчиков. Из их числа сформировали пять экипажей. Один, под командованием 15-летнего Антона Айвазова, на корабле “Союз-ТМА” летел к космической станции. Вертолетом сопровождения спускаемого на Землю аппарата управлял 11-летний Александр Путилин. А три экипажа — “Сириус”, “Сармат” и “Антей” — работали на космической станции, каждый в своем модуле.

“Обычно изменение ориентации станции осуществляется по командам с Земли, — поясняет заместитель директора Донского филиала Александр Душенко. — Но поскольку программа обучающая, детям было дано задание сориентировать станцию по звездам”. “Сармат” нашел звезду Регул в созвездии Льва, “Сириус” отыскал звезду Альтаир в созвездии Орла, а “Антей” сориентировал корабль по звезде Арктур в Волопасе.

Ручная стыковка корабля со станцией и у бывалых космонавтов проходит не без тревог. Пришлось попотеть и юным командирам, прежде чем один из них доложил: “Есть касание! Есть захват!”

Но, пожалуй, самые серьезные испытания ждали ребят в завершающей части полета. Одна за другой стали возникать нештатные ситуации. Например, в одном из модулей внезапно стал гаснуть свет. Заметив красный светодиод, сигнализирующий о неисправности, экипаж доложил: “Я — “Сармат”. Обнаружил перегорание предохранителя на щитке, панель 430”. Предохранитель заменили.

Полет длился около трех часов, но за это время ребята многое успели. По заданию, полученному с Земли, они оценили экологическую обстановку близ Новочеркасска, где расположена ГРЭС. Провели мониторинг окружающей среды у Хабаровска, предварительно найдя место впадения реки Сунгари в Амур. И даже рассмотрели из космоса Манежную площадь в Москве. Кроме того, члены экипажей осуществили выход в открытый космос, чтобы выяснить причину неисправности солнечных батарей. И в конце концов приземлились в заданном районе.

Карамышева Людмила, соб. корр. “Труда”.

Комментарии (0)

Добавить комментарий