На минувшей неделе миноритарный акционер Новочеркасского электровозостроительного завода (НЭВЗа) Евгений Мещеряков обратился с заявлением в Ростовский, а также в Высший арбитражный суд Российской Федерации. Полковник ФСБ в отставке Мещеряков, владеющий 0,314% акций ОАО «НПО “НЭВЗ”», требует остановить конкурсное производство на новочеркасском предприятии и не банкротить выздоравливающий завод.
По мнению г-на Мещерякова, вся история с банкротством старого НЭВЗа и переводом его активов в недавно созданное акционерное обществодвойник (ОАО «ПО “НЭВЗ”») затеяна ради того, чтобы столичный Трансмашхолдинг и структуры Министерства путей сообщения за бесценок завладели крупнейшим в мире предприятием по производству электровозов. В свою очередь, представители Трансмашхолдинга называют действия миноритария НЭВЗа «шантажом, не имеющим под собой юридических оснований».
Евгений Мещеряков, как и другие акционеры старого НЭВЗа, прекрасно понимает, что избранный сейчас кредиторами ОАО «НПО “НЭВЗ”» план оздоровления заводского бизнеса приведет к тому, что их акции вотвот превратятся в никому не нужные фантики. Как известно, купив львиную долю кредиторки старого НЭВЗа, много лет находившегося под внешним управлением, Трансмашхолдинг по согласованию с МПС и «Росвагонмашем» сейчас передает имущество завода в новое акционерное общество — «ПО НЭВЗ» — в качестве взноса в уставный капитал. Соответственно, электровозостроительный бизнес начинает работать в рамках нового юрлица, в котором у старого НЭВЗа всего 49%. Остальные 51% принадлежат Трансмашхолдингу. Старый НЭВЗ банкротится, а его главный актив — акции новой компании, выставляется на торги, где почти наверняка будут приобретены структурами Трансмашхолдинга, поскольку у него уже есть контрольный пакет ОАО «ПО “НЭВЗ”».
Старые акционеры, понятное дело, мечтают выручить хоть какието деньги за свои пакеты и даже пытались по этому поводу вести переговоры с Трансмашхолдингом. В частности, корреспонденту N это подтвердили представители НПФ «Роствертол», владеющего примерно 11% старого юрлица новочеркасского завода, а также гн Мещеряков, номинальная стоимость пакета которого составляет около 280 тысяч рублей. Другими крупными держателями акций старого НЭВЗа является государство (Мингосимущество РФ, 15%) и близкая к Банку Москвы компания «Имиджен» (25%). Однако и для негосударственного пенсионного фонда «Роствертол», и для гна Мещерякова переговоры с Трансмашхолдингом закончились безрезультатно. Как рассказал корреспонденту N ветеран ФСБ, представители московской компании его выслушали, пообещали связаться, но на связь так и не вышли. Примерно по такой же схеме москвичи общались и с НПФ «Роствертол».
Поэтому сейчас Евгений Мещеряков намерен через суд остановить банкротство старого НЭВЗа. По мнению миноритария, завод сегодня увеличивает объемы выпуска продукции, его ждут большие заказы и он в состоянии оздоровиться в рамках существующего юрлица.
— То, что сейчас пытаются сделать на НЭВЗе, напоминает умышленное банкротство, — заявил корреспонденту N Евгений Мещеряков. — Трансмашхолдинг получил крупнейший в мире завод по производству локомотивов, скупив кредиторскую задолженность НЭВЗа, обнародованная цена которой составляла всего 3 млн долларов. https://viking.style/ При этом в новое акционерное общество весь производственный комплекс работающего и загруженного заказами завода передают за какихто 314 млн рублей. На самом деле НЭВЗ стоит намного больше. Если бы его справедливо оценили, то Трансмашхолдинг никак бы не смог получить в новом ОАО контрольный пакет. Министерство путей сообщения само поставило завод на колени, не давая ему заказов, чтобы обанкротить и забрать НЭВЗ за бесценок. Однако те схемы банкротства, которые активно практиковались в середине 1990х годов, сейчас уже идут вразрез с экономической политикой государства. Делать сейчас то же, что и в 1998 году, нехорошо. Сейчас я попытаюсь добиться от суда прекращения конкурсного производства на ОАО «НПО “НЭВЗ”», потому что предприятие может справиться с существующими у него долгами, надо лишь посмотреть, какая часть этой задолженности настоящая, а какая — искусственная. Возможно, придется обращаться и в прокуратуру, чтобы происходящее сейчас на НЭВЗе было изучено на предмет наличия признаков умышленного банкротства.
Помимо прекращения конкурсного производства гн Мещеряков в своем заявлении на имя председателя Арбитражного суда Ростовской области Натальи Федоренко требует отменить на заводе внешнее управление, поскольку завод может финансово выздороветь и без этой процедуры. Затем миноритарий предлагает уже на справедливых, по его мнению, условиях привлечь на завод стратегического инвестора, на роль которого причисляет все те же структуры МПС и Трансмашхолдинг.
Комментарий гжи Федоренко по поводу заявления гна Мещерякова получить на прошлой неделе не удалось, поскольку в приемной председателя суда корреспонденту N сообщили, что Наталья Владимировна отсутствует и появится в своем кабинете лишь в понедельник. В свою очередь, руководитель PRслужбы Трансмашхолдинга Артем Леденев так прокомментировал действия миноритарного акционера старого НЭВЗа: «Все это смахивает на шантаж, не имеющий под собой никаких юридических оснований».
Однако один из ростовских фондовиков на условиях анонимности высказал предположение, что затея гна Мещерякова (если ею займутся, например, специалисты по Green Mail) с правовой точки зрения не такая уж безнадежная, поскольку производственный комплекс предприятия вносится в уставный капитал нового юрлица действительно по невысокой цене. Особенно на фоне будущих прогнозов по загрузке НЭВЗа, которыми не так давно делился председатель совета директоров столичного Трансмашхолдинга Дмитрий Комиссаров, — выпуска 50–120 локомотивов в год, что автоматически сделает НЭВЗ самым оборотистым донским заводом. С другой стороны, если Трансмашхолдинг пойдет навстречу беспокойному акционеру и создаст прецедент выкупа бумаг старого НЭВЗа, то тогда ему, скорее всего, придется вступать в аналогичные сношения и с другими совладельцами ОАО «НПО “НЭВЗ”». А выкуп акций у старых владельцев НЭВЗа даже по номиналу потребует около 89 млн рублей, или 3 млн долларов. Судя по всему, москвичи не готовы пойти на такие траты, тем более что пока к подобным расходам их подталкивают только отдельные собственники «несчастливых бумаг». Местным властям, например, куда важнее передать завод в руки инвестора, способного договариваться с МПС о больших и стабильных заказах.
Игорь Бураков