ТМХ как лидер отечественного транспортного машиностроения в течение последних лет уделяет приоритетное внимание обеспечению технологического суверенитета России в сфере разработки и производства подвижного состава для подвижного рельсового транспорта. Решая задачи государственной важности, ТМХ пользуется широкой поддержкой профильных государственных органов.
Проекты развития производственного комплекса ТМХ, реализуемые при участии льготных займов Фонда развития промышленности и механизма Кластерной инвестиционной платформы, позволят полностью локализовать выпуск компонентов современной железнодорожной техники в России. Благодаря эффективным механизмам льготного финансирования, созданных ведомством, – программам Фонда развития промышленности и Кластерной инвестиционной платформе – Трансмашхолдинг и работающие в его интересах производители комплектующих внедряют 15 различных проектов общей стоимостью около 70 млрд рублей. В ушедшем 2024 году в развитие предприятий холдинга из этих средств было инвестировано 24 млрд рублей.
Внедрение проектов на производственных площадках Трансмашхолдинга стало темой выездного совещания, прошедшего на Тверском вагоностроительном заводе. В дискуссии приняли представители Минпромторга и Минэкономразвития России, руководители ТМХ, ФРП и участвующих в проектах финансовых корпораций. Обеспечение производства нового поколения железнодорожной техники – базирующихся на отечественных технических решениях тепловозов, электровозов, вагонов метро, пассажирских вагонов локомотивной тяги, электропоездов, электродвигателей, а также дизельных двигателей для различных отраслей промышленности – вот главная цель всех проектов, которые реализуются на производственных площадках ТМХ при поддержке Минпромторга России.
«Благодаря решениям, которые в свое время были приняты Минпромторгом и Правительством России, ТМХ сегодня реализует программу стратегического развития с использованием финансирования ФРП и механизма КИП на 11 площадках холдинга, – заявил первый заместитель генерального директора ТМХ Александр Морозов. – Мы не только разрабатываем новые продукты, но и запускаем серийное производство новых перспективных видов продукции. В этой программе также участвуют ключевые поставщики ТМХ, которые осуществляют разработку самых передовых систем управления движением. Мы надеемся, что с помощью этих проектов будут решены задачи, которые стоят перед транспортной системой России – не только обеспечена перевозка грузов, но и закрыты вопросы, связанные с мобильностью граждан как в междугородных, так и в региональных перевозках. Особое внимание мы уделяем мобильности в городах».
Руководители одиннадцати предприятий холдинга, на которых осуществляется проектная деятельность, представили на совещании отчеты о промежуточных итогах исполнения проектов и обсудили актуальные вопросы, касающиеся дальнейших шагов.
Благодаря инвестициям ТМХ и эффективным механизмам льготного финансирования Фонда развития промышленности в 2022 году «ТМХ-Электротех» приступил к реализации двух проектов по созданию и развитию производства электрических машин для локомотивов, метро и моторвагонного подвижного состава с целью локализации выпуска компонентов современной железнодорожной техники в России. За это время на предприятии проведена частичная реконструкция действующих цехов, завершены строительно-монтажные работы на четырех пролётах нового цеха сборки электрических машин №1, приобретено 49 единиц нового оборудования.
Важнейшими проектами, реализованными в «ТМХ-Электротех» в ушедшем году, стали освоение двух новых типов тяговых асинхронных электродвигателей: ДТА-170 для вагонов метро, которые выпускаются на заводе «Метровагонмаш» и ДТА-125 для маневровых электровозов ЭМКА2 производства Новочеркасского электровозостроительного завода. Ранее двигатели таких типов в России не производились.
Полный запуск нового производства, запланированный на 2026 год, позволит предприятию увеличить выпуск тяговых электродвигателей для современных магистральных локомотивов до 5700 единиц в год, а также освоить и нарастить выпуск тяговых электродвигателей для электропоездов, серийных и перспективных вагонов метро до 2700 единиц в год.