Сегодня:

Многие новочеркасцы, проходя мимо старинного здания на углу Московской и Комитетской, не задумываются о той роли, которое оно играет в культурной жизни казачьей столицы почти полтораста столетия.

В  конце ХIХ века Войсковое правление выкупило этот красивый трёхэтажный особняк, неоднократно менявший своих владельцев,  и   перестроило его под Офицерское дворянское собрание. Отдых и досуг имели тогда сословное значение. Цвет донской военной элиты заполнял его художественно украшенные залы в свободное от походов и военных кампаний время. Тут проходили  общественно значимые мероприятия и светские приёмы, балы и встречи казаков.

Центральная городская библиотека (имя А.С.Пушкина ей присвоят в 1937 году) получила новое место своей прописки в этом здании,  на улице Московской, 18,  зимой 1920 года. Ей  предстояло стать и знаковым книжным просветительским центром, и оставаться важным очагом культурной жизни Новочеркасска. Менялось время – менялось отношение к читателю – жителю города, его же коллектив библиотеки любит, и любовь эта заключается и в стремлении сделать досуг людей разнообразным, полезным и интересным.

Всю свою, достаточно взрослую жизнь, я помню и эти большие красочные афиши, написанные художниками, и полные залы людей, пришедших на лекции о международном положении, на литературные гостиные, встречи с известными писателями,   вечера музыкального абонемента,   заседания центра русско-французской культуры,  собрания краеведов,   презентации и премьеры книг,  спектакли и театрализованные представления…

Здесь же, в Большом зале, и городской клуб художников, возглавляемый   Владимиром Ивановичем Кулишовым, проводил свои выставки и встречи с любителями живописи   в  80-е годы ХХ века. И первая персональная выставка народного художника СССР и почётного гражданина Новочеркасска Николая Васильевича Овечкина состоялась именно в этих стенах ещё в 1962 году! А сколько она вызвала бурных эмоций и дискуссий!

Чувства и настроения, переживания и страсти  многих поколений до сих пор витают под сводами Большого зала! И каждое мероприятие, собирающее любителей прекрасного, вносит свою лепту в эту духовную копилочку. Она – своеобразная культурная подушка безопасности в нашем таком быстро меняющем нравственные приоритеты материальном мире. Библиотека любима и почитаема новочеркасцами ещё со времени освобождения города в 1943 году  –   восемь десятилетий! Сюда люди идут, не только предвкушая взволнованную встречу с литературой,  музыкой или живописью. Как пояснила мне милая дама, много лет не пропустившая ни одного  мероприятия,  но и «получить кусочек «культурного пирога», который она не  в состоянии испечь или добыть самостоятельно, но который великолепно делают другие, и она с радостью им угощается». Словом, долгие годы библиотека расширяла и расширяет свой  духовный потенциал, готовясь отметить в январе следующего года 155-летие.

На счету почётного гражданина Новочеркасска Владимира Ивановича Кулишова невероятное количество добрых дел!   Почти четверть века назад им положено  начало  дружбы двух творческих объединений – художников и журналистов. Тогда же городское отделение СЖР и Центральная библиотека им. А.С. Пушкина стали постоянными социальными партнёрами. В этот триумвират следует добавить и Детскую художественную школы им. Н.Н. Дубовского  с  её помощью в организации выставок в библиотеке,  с её   важной ролью в сохранении художественных традиций наших знаменитых земляков Николая Дубовского, Ивана Крылова, Митрофана Грекова, Николая Овечкина.

Выход красочного альбома «Город атамана Платова. Новочеркасск и его окрестности» члена Союза художников России Константина Сиденина планировался к 270-летию основателя города… Увы… И когда он, наконец, летом нынешнего года вышел из-под печатного станка, решено было проводить   презентацию книги только  в Большом зале любимой Пушкинки. И в этом – тоже сила художественных традиций казачьей столицы.

Вряд ли кто-то может сомневаться, что город  Матвея Платова – это и город Константина Сиденина! Оба они – творцы. Но если Платов возводил новый город таким, какой и должна быть столица, то Сиденин запечатлевает её образ   в своих творениях! Но в отличие  от Матвея Ивановича, который не в силах сохранить прежний облик любимого города в иной современности,  Константин Евгеньевич      останавливает эти мгновения на своих холстах. Мы привыкли частенько видеть  художника  на улицах города с мольбертом и кистями, окружённого людьми, с интересом наблюдающими за работой мастера и нисколько этим его не смущающими.

Сегодня – он признанный и собратьями по кисти, и зрителями живописец, трижды лауреат премии имени Николая Овечкина, обладатель золотой и серебряной медалей  Союза художников     России «Духовность. Традиции. Мастерство», участник более ста выставок, в том числе международных. Произведения Сиденина находятся в коллекциях Музея истории донского казачества, Ростовского Музея современного  изобразительного искусства, Ростовского областного музея изобразительных искусств.  Многие полотна украшают личные коллекции любителей живописи США, Канады, Франции, Великобритании, Китая.

Откуда эта всепоглощающая любовь к краскам, холстам, старинным домам, витиеватым решёткам и крылечкам под  резными навесами? Родители Евгений Геннадьевич и Екатерина Васильевна были строителями. По направлению они уехали в Орск, где  31 декабря  1960 года и родился их старший сын. Промысел Божий попал в семью в лице глухонемой няни, когда молодая мама вышла на работу. Была она очень внимательной и заботливой,  ребёнок  рос и нянюшка увлекала его судьбоносным занятием: вручила  химический карандаш. Им он начал фантазировать на чистых сторонах листов  родительских чертежей. Вот тогда и проснулся в Константине художник! Господь его не  только поцеловал в  макушку, но и повёл по жизни!

Он заговорил, когда семья вернулась в Новочеркасск, Костя пошёл в детский сад, а родители стали трудиться на НЭВЗе и получили квартиру.  Соцгород в те времена  представлял собой ещё унылое место, только застраивался, и настоящим праздником были поездки в центр! Демонстрации на 1 мая и 7 ноября – события в нашей жизни! Колонны нарядных людей с транспарантами, красными бантами, флагами, дети с цветными шарами  выстраивались  на   Московской и  Ермака. Очарование этих красивейших улиц города с разнообразными по стилям старинными особняками, верандами и балконами, с чугунными резными воротами и решётками было сильным. Всё это мальчик впитывал в себя и не заметил:  Новочеркасск как праздник прочно вошёл в его сердце.

С подарком тёти, маминой сестры, десятитомником «Школа изобразительного  искусства» пятиклассник Константин  не расставался всё свободное время.  Его университетами стало самообразование, он лепил себя сам, без каких-либо преподавательских ограничений.  И родные, и соседи знали, Костя будет только художником! Профессиональные университеты начались в Грековском художественном училище. Правда, на некоторое время учёбу пришлось прервать, отправившись отдать воинский долг Родине.

Именно в  это время Константин появляется на художественной орбите Новочеркасска.  Жили тогда Сиденины на Привокзальной в одном доме с Борисом Максимовичем Назаровым, известным и искусным резчиком по дереву. Однажды вечером, когда мужчины после окончания рабочего дня играли в домино, он и сказал Евгению Геннадьевичу о том, что скоро состоится городская выставка художников, пусть Константин в армии, но обозначиться ему пора. Евгений Геннадьевич взял несколько работ сына и отправился к председателю городского клуба художников Кулишову.  И хотя к тому времени Владимир Иванович о художнике по фамилии Сиденин ничего не слышал, он увидел художника на  принесённых работах. Особенно поразил автопортрет молодого человека. Этот жанр не под силу всем желающим, а только талантливым,   мастерам своего дела, с большим опытом и умением, а тут пацан, которому 19 лет! «Он ещё учится, а уже состоялся, как художник», – резюмировал Владимир Иванович.

Стоит ли удивляться, что после ухода   Кулишова председателем ГКХ стал именно Константин Евгеньевич. Он возглавляет клуб художников свыше десяти лет, является членом правления Ростовского отделения Союза художников России.  Задача у клуба по-прежнему просветительская.  Традиция городских ежегодных выставок, рождённая   нашими прославленными донскими мастерами Дубовским, Грековым, Крыловым, Овечкиным, свято соблюдается. Как соблюдается  пленэрная составляющая работы клуба, которая лежит на творческом объединении «Мишкинские бугры». Его возглавляет друг и единомышленник Александр Глущенко. После смерти Владимира Ивановича его обширные обязанности общественного деятеля поделили Константин и Александр. Их дружный тандем позволяет мудро решать все возникающие перед художниками города вопросы. Каждые выходные Константин вместе с товарищами по кисти и мольберту отправляется на Мишкинские бугры.

У художника – особое видение мира. Ему нельзя научиться, оно дается свыше, от природы. Смотрю на работы Константина и каждый раз думаю, какая мощная энергетика его подпитывает, он постоянно живет внутренней потребностью творчества.  А силу эту остановить невозможно, если она уже зародилась, то покатилась как огромная волна по своему назначению – к будущему произведению.

Почему так близко людям творчество Константина Сиденина? Сам он считает, что художник  должен писать только то, что хорошо знает и  любит. В этом отношении Константин   – натура, удивительно цельная, человек – предельно честный и в искусстве, и в жизни, никогда не изменяет себе.   Чаще всего он работает в жанрах портрета и городского пейзажа.  Как-то совершенно по-особенному ощущает дыхание города, чувствует людей. Не поэтому ли в его полотнах столько доброты, света, неброской утончённой красоты. Любая его выставка – это гимн городу  и людям, в нём живущим. Всё наполнено любовью!

К слову, презентацию книги украсила великолепная выставка из 22 городских пейзажей. Мероприятие для людей, пришедших на праздник, начиналось именно с неё. Под чарующие звуки гитар и барабанов  группы «Гитара мэнс»  Сергея Ладыгина народ плавно перетекал от картины к картине, успевая и делать фотосессии,  и  снять понравившуюся работу, и насладиться восхитительной музыкой. Когда встреча завершилась, новочеркасцы ещё долго не отпускали музыкантов. Молодёжь явно не желала покидать стены Большого зала.

Украшением встречи стали музыкальные номера самодеятельных артистов города. Торжественностью и величавостью её наполнил своими распевами ансамбль казачьей песни ГДК «Родник», которым многие года руководит Ирина Фирсова. А камерности и домашности ей добавили певицы Светлана Сухорученко и Елена Тахаева, музыкант Владимир Муллин, поэт и  бард Алексей Бурцев, в исполнении которых звучали любимые всеми песни советских композиторов и авторские песни. И этот симбиоз выдал отличный результат: зал с радостью подпевал и аплодировал артистам! Вот такая она, Людмила Эдуардовна Волкова, сотрудник библиотеки и ведущая встречи,  поэт и музыкант,  руководитель литературной студии «Ступени»,  с участием студийцев которой и строит она воскресные творческие встречи для новочеркасцев. Всегда только на отлично!

Если подходить к творчеству Сиденина не с художественной, а с исторической точки зрения, то оно бесценно! Многие дома, различные уголки Новочеркасска, которые он изображал на своих полотнах ещё несколько лет назад, уже или преобразились до неузнаваемости, или канули в лету.  Константин  Евгеньевич   настоящий летописец, певец казачьей столицы. Его удивительное отношение  ко всему тому, что его окружает, цепкость его взгляда и умение фиксировать время, отмечали и коллеги по «Мишкинским буграм» Александр Глущенко, Сергей Махин, Сергей Наджафов и Наталья Курбанова во время блиц-интервью. Все эти товарищи с отличным чувством юмора, и их ремарки зрители сопровождали взрывами смеха и аплодисментами.

За четыре десятилетия Сиденин сохранил себя,  влюблённость в свою натуру, не растворяясь в подражании – это  под силу личностям ярким и сильным. Помогла и помогает в этом Константину Евгеньевичу его семья, в которой все единомышленники. Супруга Маргарита Эдуардовна – дизайнер, выпускница Грековского училища, член ГКХ. Старший сын Никита тоже дизайнер и прекрасный фотохудожник, член фотоклуба «Новочеркасск». Младший Илья – электронщик, пошёл по ветви бабушки Кати, родной брат которой   занимался   созданием лазерной техники во Фрязино.

Все пройденные годы  источником вдохновения для Константина Евгеньевича Сиденина  служили историческое прошлое и современная жизнь родного города. Как человек, осмысливший своё положение в социальном времени и пространстве, он бережно сохраняет эту связь между прошлым и будущим, наполняя настоящее своей   любовью к   малой родине. Сюжетная линия работ  – не драматические ситуации, а повседневность. От этого ценность произведений ещё сильнее. Своим  даром Константин Евгеньевич взывает к людям:  важно ценить мир вокруг нас! То, что на первый взгляд кажется обыденным, а на самом деле это – наша быстро пробегающая жизнь!

Женета Гридасова.

Фото автора, Ирины Васильевой.

https://delovoy-yug.ru/novocherkassk-konstantina-sidenina/