Сегодня: 2 ноября 0693, Четверг

Я стою у прекрасных полотен  Александра Глущенко. Пытаюсь  в этом великолепном многообразии выхватить взглядом самое-самое, но взор мой  не фокусируется на одном пейзаже, а продолжает воспринимать их как единое целое! Ещё бы! Своими работами Александр Алексеевич всегда поёт гимн любви родному краю.

Поэтому и чувствуешь теплоту не  столько от изображённого солнечного дня,  сколько всеобъемлющую  теплоту Сашиного сердца. О любви к своей Родине говорит   по-своему… И как не вспомнить слова великого Леонардо да Винчи: настоящий художник пишет не то, что видит, а то, что чувствует!

Любовь Александра  Глущенко зритель эмоционально  ощущает во всех его 62 произведениях, представленных в малом зале мемориального Дома-музея Ивана Ивановича Крылова. Зритель ждал выставку любимого автора в большом зале, но технические моменты, связанные с ремонтом одного из подразделений музея истории донского казачества, изменили условия, но не лишили возможности новочеркасцев и гостей города увидеть персональную выставку Александра Алексеевича.

Есть люди, чьи имена уже вписаны  на скрижалях  культурной летописи Новочеркасска. Александр  Глущенко – один из таких. Выставка приурочена    к 70-летнему юбилею мастера и к 45-летию его творческой деятельности. Какое яркое творческое долголетие: сорок пять лет на художественном пространстве казачьей столицы!

В это пространство он не ворвался, как в  своё время сделал его учитель, Владимир Иванович Кулишов. Он вливался в него плавно, отстаивая право на самобытность, неторопливо постигая все азы  любимого дела, которое станет смыслом его существования. Александр и по жизни такой же неспешный, не суетливый, но всё успевающий…  Товарищи, друзья и коллеги говорят о нём  в превосходной степени, как о человеке, который в ладу не только с кистью, но и молотком, и пилой, и другими инструментами. И не от скуки ради, а от того, что ещё в советском детстве приучен разговаривать с ними на «ты» и дома, и в школе, и на работе.

Название персональной выставки «Живопись – моя жизнь». Живопись, действительно,  в каждом дне Александра Алексеевича и  трудно представить  его в иной роли. Сызмальства питая слабость к карандашам и краскам, оставляя свои эскизы и зарисовки на всём, где можно было найти для них свободное место, он целеустремлённо начал творческое восхождение с  самодеятельного художника-оформителя. Вехами профессионального мастерства стали и членство в городском клубе художников и Союзе художников России, и персональные выставки в казачьей столице и далеко за её пределами – в донском регионе, в столице нашей Родины, за границей – в Германии и во Франции,  и диплом   худграфа ЮФУ. Его лучезарные работы находятся  в музеях Азова, Новочеркасска, Раздор, украшают  частные коллекции любителей живописи  Китая и Германии, США и  Греции, Италии и Франции, Болгарии и Новой Зеландии,  Канады и Австралии, Латинской Америки.

Он – единственный в городе лауреат    премии  администрации Новочеркасска  имени народного художника СССР Николая Овечкина, кому она вручалась четырежды! И бесспорно уважаем коллегами по творчеству, которые  избрали его  заместителем председателя ГКХ и доверили руководство объединением «Мишкинские бугры» после смерти его создателя Владимира Ивановича Кулишова. Многим Александр Алексеевич  известен и как художник-декоратор  Донского театра драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской. В канун юбилея Александру Глущенко была вручена серебряная медаль «Духовность. Традиции. Мастерство» ВТОО «Союз художников России».

В юности  каждый из нас стоит перед выбором. Был он и у Александра:   искусство,  которому он всецело вручил своё сердце,  имеет немало направлений.  Экспериментировал и Саша.   Но выйдя на пленэр в окрестностях станицы Мишкинской в 1979 году с корифеями живописи Петром Степановичем Келлером, Владимиром Ивановичем Кулишовым, Павлом Николаевичем Коротченко – будущим идейным ядром творческого объединения «Мишкинские бугры» –  он осознал, что по духу своему – реалист  и его сердце безраздельно принадлежит пейзажу в традиции  русского реалистического искусства.

И главное – было желание постигать все предстоящие университеты, брать грядущие высоты, пройти все нехоженые тропы и найти выход из всех потаённых закоулков будущей профессии. Художник-пейзажист по своей сути должен обладать  множеством качеств, позволяющих ему создавать  великолепные произведения,  удивляющие красотой, глубиной, гармонией.

Глущенко не стал изобретать ничего нового – классика есть классика! Просто вдумчиво учился приёмам и арсеналу  выразительных средств, познавал инструменты, необходимые для выражения  своих чувств  и эмоций на холсте. Всё важно в будущем произведении – композиция и равновесие деталей, световое  и цветовое решения, тени и полутона, подмалёвки и детализация…   Пленэрная работа позволяет овладеть этим в совершенстве.  Лучший учитель – сама природа, дающая   огромный диапазон возможностей. Она добавит  ярких мазков картине, нужные оттенки цвета.

Будучи руководителем группы пленэрной живописи Александр Алексеевич  свято чтит традиции, заложенные ранее.  Как раньше с Кулишовым ходили ребята на пленэр в любую погод, так и с Глущенко отправляются на бугры и в дождь, и в снег, и в зной.   Природа учит чувствовать самые незначительные перемены в её настроении, сочетать несочетаемое,   передать всю красоту и хрупкость окружающего мира. А поскольку она  очень изменчива, успевай только и лови момент!  И нет ограничений для совершенства.

На картинах Александра природа всё время разная и мы можем любоваться её неисчерпаемым богатством – цветущими степными просторами, сохранившимися станичными куренями, небольшими церквушками и храмами на холмах,  бескрайним небом, таким высоким, голубизна которого на горизонте превращается  тёмную полосу, раскидистыми деревьями, отражёнными в воде… На первый взгляд обывателя – нет никакого драматизма в работах. Однако, по мнению искусствоведа Валерия Васильевича Рязанова, Глущенко обладает удивительной способностью формировать  собирательный эпический образ донского края! И этот образ поражает своей выразительностью, прежде всего потому, что наполнен искренним авторским восхищением, его глубокой любовью к тому, что его окружает. Природа является олицетворением родного места, где родился и живёт, малой родины. Места, что даёт силу и самому живописцу и его поклонникам.

Если можно выразить в стихотворной форме эмоции, подаренные творчеством Александра Глущенко, то они могут звучать так:

Словно волшебнику солнечной сказки

Дал Александру Бог кисти и краски.

Палитру вручил и мольберт вместе с ними,

Чтобы творил Александр картины!

Будут закаты, рассветы, восход,

Дон и Аксай и жёлтый песок…

Глущенко молча, сидит у мольберта,

Лишь кисти  мелькают, как птицы под ветром…

В дымке собор… Степь в разноцветье…

Мишкинских тяжесть сирений соцветия…

Белый хрустящий выпавший снег…

Солнца к закату стремительный бег…

Ротонды из сада и зелень травы…

Лодки на привязи у воды…

Всё, что так мило и близко ему,

Разве возможно любить одному?

Сердце своё беспокойное слушал,

В эти творенья вложил Саша душу.

Глянул с улыбкой Господь, удивился –

На полотне целый мир  уместился!

Много лет назад, когда Саша только начал вхождение на художественный Олимп, Владимир Иванович сказал: «Ребята, вы ещё услышите это имя!»    Вера учителя тоже сыграла свою роль в формировании живописца. И вот уже четыре с лишним десятилетия его имя неразрывно связно с культурой донского края.    Но, однозначно, не случилось бы востребованного, любимого и почитаемого многими людьми живописца Александра Глущенко, если  бы не его тылы. Чудесная помощь от родных людей – супруги Елизаветы Сандриговны, мудрой и рассудительной женщины, удивительно доброй и мягкой, детей и  обожаемых внуков.

Уверена,  что ещё долгие годы при упоминании фамилии Глущенко мы будем видеть красоты нашей Родины, удивительные и неповторимые, одухотворённые волшебной кистью Александра.

На важном событии в культурной жизни казачьей столицы  юбиляра приветствовали заместитель главы администрации Константин Хмельницкий, заместитель начальника управления культуры и искусства администрации города Николай Белолюбцев, благочинный Новочеркасского округа отец Олег (Добринский), директор музея истории донского казачества Светлана Сединко, председатель городского клуба художников Константин Сиденин, заведующая мемориальным Домом-музеем Ивана Крылова Наталья Курбанова и многочисленные почитатели таланта  Александра Глущенко.

Женета Гридасова

Фото автора.

 

https://delovoy-yug.ru/zhivopis-ego-zhizn/