Я стою у прекрасных полотен Александра Глущенко. Пытаюсь в этом великолепном многообразии выхватить взглядом самое-самое, но взор мой не фокусируется на одном пейзаже, а продолжает воспринимать их как единое целое! Ещё бы! Своими работами Александр Алексеевич всегда поёт гимн любви родному краю.
Поэтому и чувствуешь теплоту не столько от изображённого солнечного дня, сколько всеобъемлющую теплоту Сашиного сердца. О любви к своей Родине говорит по-своему… И как не вспомнить слова великого Леонардо да Винчи: настоящий художник пишет не то, что видит, а то, что чувствует!
Любовь Александра Глущенко зритель эмоционально ощущает во всех его 62 произведениях, представленных в малом зале мемориального Дома-музея Ивана Ивановича Крылова. Зритель ждал выставку любимого автора в большом зале, но технические моменты, связанные с ремонтом одного из подразделений музея истории донского казачества, изменили условия, но не лишили возможности новочеркасцев и гостей города увидеть персональную выставку Александра Алексеевича.
Есть люди, чьи имена уже вписаны на скрижалях культурной летописи Новочеркасска. Александр Глущенко – один из таких. Выставка приурочена к 70-летнему юбилею мастера и к 45-летию его творческой деятельности. Какое яркое творческое долголетие: сорок пять лет на художественном пространстве казачьей столицы!
В это пространство он не ворвался, как в своё время сделал его учитель, Владимир Иванович Кулишов. Он вливался в него плавно, отстаивая право на самобытность, неторопливо постигая все азы любимого дела, которое станет смыслом его существования. Александр и по жизни такой же неспешный, не суетливый, но всё успевающий… Товарищи, друзья и коллеги говорят о нём в превосходной степени, как о человеке, который в ладу не только с кистью, но и молотком, и пилой, и другими инструментами. И не от скуки ради, а от того, что ещё в советском детстве приучен разговаривать с ними на «ты» и дома, и в школе, и на работе.
Название персональной выставки «Живопись – моя жизнь». Живопись, действительно, в каждом дне Александра Алексеевича и трудно представить его в иной роли. Сызмальства питая слабость к карандашам и краскам, оставляя свои эскизы и зарисовки на всём, где можно было найти для них свободное место, он целеустремлённо начал творческое восхождение с самодеятельного художника-оформителя. Вехами профессионального мастерства стали и членство в городском клубе художников и Союзе художников России, и персональные выставки в казачьей столице и далеко за её пределами – в донском регионе, в столице нашей Родины, за границей – в Германии и во Франции, и диплом худграфа ЮФУ. Его лучезарные работы находятся в музеях Азова, Новочеркасска, Раздор, украшают частные коллекции любителей живописи Китая и Германии, США и Греции, Италии и Франции, Болгарии и Новой Зеландии, Канады и Австралии, Латинской Америки.
Он – единственный в городе лауреат премии администрации Новочеркасска имени народного художника СССР Николая Овечкина, кому она вручалась четырежды! И бесспорно уважаем коллегами по творчеству, которые избрали его заместителем председателя ГКХ и доверили руководство объединением «Мишкинские бугры» после смерти его создателя Владимира Ивановича Кулишова. Многим Александр Алексеевич известен и как художник-декоратор Донского театра драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской. В канун юбилея Александру Глущенко была вручена серебряная медаль «Духовность. Традиции. Мастерство» ВТОО «Союз художников России».
В юности каждый из нас стоит перед выбором. Был он и у Александра: искусство, которому он всецело вручил своё сердце, имеет немало направлений. Экспериментировал и Саша. Но выйдя на пленэр в окрестностях станицы Мишкинской в 1979 году с корифеями живописи Петром Степановичем Келлером, Владимиром Ивановичем Кулишовым, Павлом Николаевичем Коротченко – будущим идейным ядром творческого объединения «Мишкинские бугры» – он осознал, что по духу своему – реалист и его сердце безраздельно принадлежит пейзажу в традиции русского реалистического искусства.
И главное – было желание постигать все предстоящие университеты, брать грядущие высоты, пройти все нехоженые тропы и найти выход из всех потаённых закоулков будущей профессии. Художник-пейзажист по своей сути должен обладать множеством качеств, позволяющих ему создавать великолепные произведения, удивляющие красотой, глубиной, гармонией.
Глущенко не стал изобретать ничего нового – классика есть классика! Просто вдумчиво учился приёмам и арсеналу выразительных средств, познавал инструменты, необходимые для выражения своих чувств и эмоций на холсте. Всё важно в будущем произведении – композиция и равновесие деталей, световое и цветовое решения, тени и полутона, подмалёвки и детализация… Пленэрная работа позволяет овладеть этим в совершенстве. Лучший учитель – сама природа, дающая огромный диапазон возможностей. Она добавит ярких мазков картине, нужные оттенки цвета.
Будучи руководителем группы пленэрной живописи Александр Алексеевич свято чтит традиции, заложенные ранее. Как раньше с Кулишовым ходили ребята на пленэр в любую погод, так и с Глущенко отправляются на бугры и в дождь, и в снег, и в зной. Природа учит чувствовать самые незначительные перемены в её настроении, сочетать несочетаемое, передать всю красоту и хрупкость окружающего мира. А поскольку она очень изменчива, успевай только и лови момент! И нет ограничений для совершенства.
На картинах Александра природа всё время разная и мы можем любоваться её неисчерпаемым богатством – цветущими степными просторами, сохранившимися станичными куренями, небольшими церквушками и храмами на холмах, бескрайним небом, таким высоким, голубизна которого на горизонте превращается тёмную полосу, раскидистыми деревьями, отражёнными в воде… На первый взгляд обывателя – нет никакого драматизма в работах. Однако, по мнению искусствоведа Валерия Васильевича Рязанова, Глущенко обладает удивительной способностью формировать собирательный эпический образ донского края! И этот образ поражает своей выразительностью, прежде всего потому, что наполнен искренним авторским восхищением, его глубокой любовью к тому, что его окружает. Природа является олицетворением родного места, где родился и живёт, малой родины. Места, что даёт силу и самому живописцу и его поклонникам.
Если можно выразить в стихотворной форме эмоции, подаренные творчеством Александра Глущенко, то они могут звучать так:
Словно волшебнику солнечной сказки
Дал Александру Бог кисти и краски.
Палитру вручил и мольберт вместе с ними,
Чтобы творил Александр картины!
Будут закаты, рассветы, восход,
Дон и Аксай и жёлтый песок…
Глущенко молча, сидит у мольберта,
Лишь кисти мелькают, как птицы под ветром…
В дымке собор… Степь в разноцветье…
Мишкинских тяжесть сирений соцветия…
Белый хрустящий выпавший снег…
Солнца к закату стремительный бег…
Ротонды из сада и зелень травы…
Лодки на привязи у воды…
Всё, что так мило и близко ему,
Разве возможно любить одному?
Сердце своё беспокойное слушал,
В эти творенья вложил Саша душу.
Глянул с улыбкой Господь, удивился –
На полотне целый мир уместился!
Много лет назад, когда Саша только начал вхождение на художественный Олимп, Владимир Иванович сказал: «Ребята, вы ещё услышите это имя!» Вера учителя тоже сыграла свою роль в формировании живописца. И вот уже четыре с лишним десятилетия его имя неразрывно связно с культурой донского края. Но, однозначно, не случилось бы востребованного, любимого и почитаемого многими людьми живописца Александра Глущенко, если бы не его тылы. Чудесная помощь от родных людей – супруги Елизаветы Сандриговны, мудрой и рассудительной женщины, удивительно доброй и мягкой, детей и обожаемых внуков.
Уверена, что ещё долгие годы при упоминании фамилии Глущенко мы будем видеть красоты нашей Родины, удивительные и неповторимые, одухотворённые волшебной кистью Александра.
На важном событии в культурной жизни казачьей столицы юбиляра приветствовали заместитель главы администрации Константин Хмельницкий, заместитель начальника управления культуры и искусства администрации города Николай Белолюбцев, благочинный Новочеркасского округа отец Олег (Добринский), директор музея истории донского казачества Светлана Сединко, председатель городского клуба художников Константин Сиденин, заведующая мемориальным Домом-музеем Ивана Крылова Наталья Курбанова и многочисленные почитатели таланта Александра Глущенко.
Женета Гридасова
Фото автора.