Люди как реки: одна узка, течёт себе лениво и давно никто из неё не черпает водицы, чтобы утолить жажду, ибо застоялась она; другая же, напротив, широка, вольно несёт себя, успевая по пути если не напоить, то освежить всё, что попадается навстречу… Так и люди: от кого-то бежишь прочь, а в ином чувствуешь жизнеутверждающую силу!
13 ноября Почётному гражданину Новочеркасска, ветерану Великой Отечественной войны, командиру взвода пушечной батареи 5-го Донского Гвардейского кавалерийского казачьего корпуса Ивану Георгиевичу Скоморохову исполнилось 100 лет.
Если характеризовать его одним словом, то оно лучезарность! Когда Иван Георгиевич встречался мне в редакции ли газеты «Знамя коммуны», на каком-либо мероприятии, на улице ли города, у меня всегда повышалось настроение! Он словно гипнотизировал тебя, заряжая солнечными эмоциями.
Преимущество профессии журналиста в том, что в эпицентр твоей деятельности попадают многие люди. Разные люди. Про одних написал и пошёл дальше. Другие остаются в твоей жизни кумирами, на которых хочется равняться, вершинами, на которые хочется подниматься. Таким был Иван Георгиевич!
Когда я в 80-е годы ХХ века пришла работать в «Знамя коммуны», он уже два десятилетия сотрудничал с единственной городской газетой, был её нештатным корреспондентом, одним из лучших фотокоров! Основной работой были фотолаборатории сначала ЮжНИИГиМа, затем НИМИ. Иван Георгиевич вызывал большое уважение, был лёгок на подъём. Исколесил вдоль и поперёк весь юг России, все места, где трудились учёные институтов, он останавливал мгновениях их научных, сельскохозяйственных или гидротехнических экспериментов. Его зоркий глаз показывал горожанам и разнообразную студенческую жизнь во всей красе.
В то время в редакции собралась блестящая плеяда бывших фронтовиков из штатных сотрудников и нештатных корреспондентов издания. Через стену с соседним кабинетом, что занимали ответственный секретарь Иван Яковлевич Кравченко и его помощник-фронтовик Фёдор Артемьевич Калядин, отвечающий за военно-патриотическую тему, было прекрасно слышно, когда они собирались, как решали вопросы, смеялись, шутили, что-то энергично обсуждали! Люди, прошедшие чудовищную по масштабам войну, сталкивавшиеся со смертью ежеминутно, беспрерывно радовались жизни!
Молодёжь их боготворила! Незабываемое созвездие имён и личностей: Иван Герасимович Репников, Марк Павлович Куча, Игорь Викторович Власов, Олег Николаевич Лобов, Иван Георгиевич Скоморохов, Борис Ноевич Левицкий, Илья Маркович Зиньков, Василий Васильевич Старцев, Анатолий Васильевич Виноградов, Пётр Иванович Молчанов, Лидия Андреевна Новак, Александра Васильевна Тараненко, Александр Иванович Потапенко, Людмила Александровна Матвеева, Владислав Александрович Малышев, Василий Григорьевич Лобода, Казимир Иванович Филиппович, Семён Данилович Синицын, Михаил Иванович Лавров…
Всех их в журналистское и литературное творчество делегировала война. Они были её очевидцами и участниками, честно могли другим поведать об этом зле и о том, как его не допустить. Писать по обязанности никого из них никто не заставлял … Просто они любили свою Родину, пошли её защищать из чувства любви, а не долга!
Война для Ивана Георгиевича началась в 18 мальчишеских лет! Как и многие пацаны того времени грезил небом и мечтал летать, и даже стал учиться в Качинской лётной школе. Но у военного времен были свои требования – нужны были не только лётчики, но и артиллеристы. И он им стал. Хлебнул лиха молоденький лейтенант, в каких только переделках не побывал, за годы войны четырежды менял свои пушечки, терял друзей и однополчан. И увидел много, и пережил много! Рано повзрослела молодёжь того героического поколения!
Оглядываясь назад, мы видим, сколько интересных перипетий приготовила судьба Ивану Георгиевичу! Оказывается, в Новочеркасске зауральский казак побывал ещё в годы войны, тогда подразделение, в котором воевал он, влили в состав 5-го Донского казачьего корпуса. И воины добирались в Кизляр, где он формировался, десятки километров, и поездом, и пешком из Поволжья через Сальские степи на Ростов и далее. Позднее, рассказывая о том времени, Иван Георгиевич заметил, когда они с однополчанами шли по широкому проспекту Новочеркасска, он даже допустить такой мысли не мог, что вернётся в этот город, что будет исполнять обязанности военного коменданта, что встретит здесь самую красивую девушку на свете, женится на ней, что проживёт с ней счастливо всю свою жизнь!
С 5-м Донским казачьим кавалерийским корпусом, ставшим Гвардейским Будапештским Краснознамённым, он дойдёт до Австрийских Альп. Грудь воина украсят два ордена Красной Звезды, три ордена Отечественной войны II степени, многие медали.
О войне Иван Георгиевич никогда не забывал, не позволяли ни память, ни гражданская совесть, ни собранный документальный багаж. Все военные годы молодой командир старательно вёл записки о людях, с которыми воевал, которые были рядом с ним и ежедневно совершали подвиги. Информацию записывал на всём, что попадало под руку, бывало, и на пустых папиросных пачках. Понятно, особисты отбирали у него написанное. Но он говорил, что упёрто и настойчиво восстанавливал утраченное. Ребята из взвода, зная об увлечении своего командира, при любой возможности доставали ему бумагу, тетради, амбарные книги… После войны вскрылось, что Иван не только собирал хронику военных событий, но и умудрился снять более двух тысяч фотоснимков друзей-сослуживцев.
Когда он успевал это делать? Почему делал? Сам он тогда не осознавал, для чего и почему. Руководила им внутренняя потребность. Рядом сражались такие же безусые парни, как он, убелённые сединами отцы, и все они геройски поступали ежеминутно, ежедневно – не по долгу, по велению своей души. Иван гордился и восхищался ими. Очень хотел, чтобы те, кому предстоит жить в завоёванном мире, знали, как они воевали, какой ценой мир был завоёван.
Мысль о книге пришла к Ивану Георгиевичу в 1967 году после автопробега вместе с комсомольцами НЭВЗа по местам боевой славы 5-го Донского корпуса. На встречах со своими однополчанами он понял, что нельзя предавать забвению великий подвиг советского народа! Начал собирать их воспоминания об участии в Великой Отечественной. Вёл переписку тридцать лет!
Более трёхсот пятигвардейцев откликнулись на его просьбу. Информации было много, и он не знал, с какой стороны подойти ко всему собранному материалу. Но писать было важно, чтобы память сердца не угасла.
Тогда Иван Георгиевич открылся ответственному секретарю «Знамени коммуны» Ивану Яковлевичу Кравченко. Тот посоветовал начинать с небольших заметок, доставать из архива фотографии однополчан и знакомить с их подвигами людей. Что ветеран начал делать с большой любовью. Весь НИМИ знал о том, что он пишет книгу о войне. Приходил на работу после утренних пробежек в шесть утра, чтобы была возможность спокойно сосредоточиться на воспоминаниях. Порой настолько уходил в работу, что забывал и об обеде. Тогда Галина Ивановна начинала разыскивать супруга по всем известным телефонным номерам города.
А Иван Яковлевич Кравченко продолжал своё «шефство» и утром до работы наведывался к тёзке в институт, где они обсуждали важные моменты писательского труда. В один из визитов Иван Яковлевич поведал, что об Иване Георгиевиче знает знаменитый «знамёнковец», известный донской писатель Анатолий Вениаминович Калинин. Его познакомили с материалами Скоморохова. В Раздорском этнографическом музее-заповеднике к 40-летию Победы откроется выставка, посвящённая 5-му донскому Гвардейскому корпусу. И Ивана Георгиевича приглашают принять в ней участие своими документальными работами.
Фронтовые дороги Калинина и Скоморохова — ветеранов 5-го Донского корпуса не пересеклись в годы войны, знаменательная встреча произошла благодаря нашей любимой «Знамёнки» весной 1995 года в хуторе Пухляковском. Очень люблю это фото, сделанное Владимиром Дружбиным! На нём Анатолий Вениаминович и Иван Георгиевич, улыбаясь смотрят друг на друга. Радость от их встречи, написанную на их лицах, ощущаешь через десятилетия!
Калинин повёл тогда новочеркасцев в созданную им сельскую картинную галерею, затем делегация отправилась в Раздоры. После открытия выставки все вернулись на усадьбу писателя. Александра Юлиановна усадила гостей за стол, и Анатолий Вениаминович предложил тост за Ивана Георгиевича: «Вот ты какой, оказывается, командир огневого взвода! Ты знаешь, что ты чудо сотворил!»
Так началась дружба двух замечательных людей! Калинин узнавал о войне глазами солдата, а Скоморохов — о писательском труде, получая уроки литературного мастерства. Поездки на усадьбу стали частыми и плодотворными. Иван Георгиевич очень гордился этой дружбой и ценил время, проведённое рядом с писателем.
Первой попыткой объединить собранные материалы стала книга «Помнит сердце» (2001). Отрывки из неё публиковались в газете «Донская речь» — правопреемнице «Знамени коммуны», вызвали большой отклик у читателей и вдохновили на продолжение этой работы.
Через год была закончена «На очной ставке с прошлым», Анатолий Вениаминович написал к ней предисловие с тёплыми словами: «…Получилась честная, взволнованная и проникнутая любовью к родной земле и к своим фронтовым товарищам книга воспоминаний…»
Среди журналистской братии Иван Георгиевич всегда был своим. Его любили за искренность и доброжелательность, уважали за беспристрастность и ответственность, порядочность и трудолюбие, обязательность и твёрдость духа! Чтобы он ни рассказывал о войне – о трагических или смешных ситуациях (таких тоже было немало тогда), всегда был предельно честен, открыт, доступен. За многолетнюю просветительскую деятельность и военно-патриотическое воспитание член Союза журналистов России и Союза писателей России дважды удостаивался премии имени первого редактора «Знамени коммуны» М.О. Пантюхова.
Есть люди, энергия творчества которых ведёт их во власть общественных дел. И не старятся они душой, вопреки возрасту. Потому что всегда для них есть интересные занятия. Иван Георгиевич поражал волей невероятной силы, в высшей степени организованностью, своей энергией, жаждой жизни, оптимизмом, твёрдой нравственной позицией. Он безотказно спешил на все встречи — в школы, колледжи, воинские части, музеи, пытаясь донести до молодёжи, как их сверстники мужали в боях за Родину и защитили своё Отечество!
Очень гордился тем, что три гвардейца из его взвода стали участниками Парада Победы 1945 года. «Я вернулся живым, — говорил Иван Георгиевич, — а сколько моих однополчан полегло… Кто пережил войну, тот знает цену жизни. Если это предать забвению, у нас не будет будущего!»
Иван Георгиевич очень любил город, в котором жил и трудился до последнего своего дня. Город отвечал ему такой же любовью, отметив его заслуги званием Почётного гражданина.
Так вышло, что он оказался единственным хранителем документов корпуса, собранных в боевых условиях. И делал всё, чтобы они стали достоянием народа. Он прожил свою жизнь ярко, честно, мощно, счастливо, оставив у людей огромное уважение и добрую память.
Женета Гридасова
Фото из архива И.Кравченко, Ю. Ермолаева, И. Васильевой
https://delovoy-yug.ru/kto-perezhil-vojnu-tot-znaet-czenu-zhizni/