Сегодня:

Спектакль «Степь», премьера которого назначена на 4 ноября в новочеркасском театре им. В.Ф. Комиссаржевской, ставит Леонид Алимов, главный режиссер театра им. В.Ф. Комиссаржевской в С.Петербурге. И это далеко не единственное совпадение. Свое детство Леонид Александрович провел на Дону, в тех местах, которые описывает А.П. Чехов в своей мудрой и глубокой повести.  И также, как его любимый писатель, режиссер возвращается сюда уже зрелым человеком, переосмысливая опыт своего детства, юности, жизни в целом…

— Вы -главный режиссер в известном петербургском театре, много  гастролируете, активно снимаетесь — в Вашей фильмографии порядка ста работ (!) Более тридцати Ваших спектаклей с успехом идут в театрах С.-Петербурга, Калининграда, Великого Новгорода, Караганды, Воронежа, Лиможа (Франция). Много лет Вы сотрудничали с ведущими театральными коллективами Китая. Теперь – Новочеркасск. Наверняка, не случайно…

— Я счастлив, что мне поступило предложение от вашего театра. И тот факт, что мы остановились на величайшей русской прозе конца XIX – начала XX века – произведениях Чехова – чрезвычайно важен. Для писателя ностальгическая поездка по Приазовью, которую он описал в повести «Степь», как и для меня сегодняшнего, значила очень много. Он был уже взрослым человеком, юношеские иллюзии исчезли – Чехов видел свою родину совершенно другими глазами несмотря на то, что свое восприятие он вложил в мироощущения маленького мальчика. Замечательный писательский прием Антона Павловича: Егорушка только вступает в жизнь, его взгляд свеж, искренен, и это очень подкупает. Помимо «Степи», на которой строится основная сюжетная линия нашего спектакля, в повествование включены несколько его рассказов – коротких историй, которые он наполняет такими смыслами! О нас самих, о нашей родине, о путях ее развития, русском человеке! Простота, и в то же время мощь, которая захватывает и не отпускает.

— Как подбирались эти рассказы?

— Надо было органично и деликатно дополнить историю рядом сюжетных линий и героев. (ред. в спектакле использованы рассказы «В родном углу», «Печенег», «Студент», «На подводе», «Шампанское»). Это была непростая, но интересная работа. Мы все – и я, и артисты, очень хорошо приняли этот ход изложения, сделали его живым, по-настоящему своим. Сейчас это уже наше общее высказывание, одна история. Удивительно, но так случилось, что к «Степи» были присоединены рассказы Чехова, которые он писал, зная, что дни его сочтены — создавая их, он прощался с этим миром. Тот же «Студент» — квинтэссенция размышлений, подведения итогов – написан с потрясающим духовным подтекстом, призывом к тому, что нужно жить красиво, чисто!

— Надо сказать, что Ваша история пронизана скрытыми, а где-то и явными религиозными, духовными смыслами. Абсолютно христианская «подача» героев – мы видим всепрощение, милосердие, любовь… Вы сознательно ставите здесь определенную сверхзадачу?

—   Специально я этого не делаю. Наоборот, я сознательно ухожу от нажима и пафоса. Я этого не люблю, и поэтому люблю Чехова). Помните, Христос разговаривал притчами без всякой назидательности. Недаром у нас появляется Студент со своей историей – пересказом отрывка из Евангелия о Петре и предательстве. А ведь Чехов написал этот рассказ для себя — здесь нет никаких оценок, никаких крайностей, но есть пронзительная, бьющая в самое сердце мысль. А еще есть бескрайняя степь, символизирующая нашу жизнь. Образ мальчика — это наш путь, наш опыт в контексте неповторимых чеховских описаний донской природы, которые напрямую соотносятся с внутренним состоянием человека – и  жара, и дождь, и буря…, и утро, и ночь. Так показывать русскую идентичность, мне кажется, сегодня очень важно.

— Вы как-то отметили, что иностранным режиссерам непросто в русских театрах: «Для них театр — это работа, все по часам. Для нас — образ жизни». Что для Вас театр?  И как Вам новочеркасский опыт?

— С годами я начинаю понимать то, о чем говорили мои учителя, наставники – то, к чему прихожу я сегодняшний, достигший уже их возраста: театр – это то место на земле, где не ты что-то доказываешь миру — здесь ты разбираешься с самим собой и стремишься не потерять себя. Признаюсь честно, лучше разбора пьес, репетиций, игры на сцене ничего нет. Да, бывает усталость – физическая, эмоциональная, разочарования, но всё это проходит. С каждым днем в этом всё более «безумном, безумном мире», театр — это спасение.

Это же касается моей работы в Новочеркасске. Я очень ценю тот факт, что ваши артисты имеют вкус и желание соприкасаться с большой литературой. Между нами — полное взаимопонимание, никакого отторжения или противостояния. Прекрасная труппа, поверьте, я много ездил и работал с очень разными коллективами. Спасибо за душевный, профессиональный отклик!  Очень хочется, чтобы и зритель почувствовал нашу энергетику, энергетику великой литературы и вечной истории жизни, которая у каждого своя.

Елена Тахаева