Немыслимо, как скоротечно время! Ещё кажется вчера мы были коллегами, соратниками, друзьями, обсуждали материалы и готовились к новым проектам… И вот огорошившая меня и многих людей печальная событие: уход Евгения Васильевича Халдаева (26.07.1959-25.09.2023).
И стоя на девятый день на кладбище у его могилы вместе с близкими по духу людьми, я думала о том, что наша жизнь определена Тем, Кто наверху. Но – 64!!! Как мало, зная Женин потенциал и его энциклопедичность, его жажду жизни и одержимость делом, его устремлённость объять необъятное… Необъятное – это, прежде всего, желание повернуть людей к изучению истории своего места, малой Родины, края, где нам выпало жить, к той таинственной связи с давними предками, которые давно растворились в земле, но в своё время потрудились на славу нашего с вами Отечества.
Халдаевская Гражданская совесть была тем самым сердечным пульсом, тем важным биомаркером, который лишал состояния покоя по поводу нашей национальной старины, за годы десятилетий подвергшейся разрушительному опустошению. Всё его творчество было посвящено защите уцелевшего!
Евгений Васильевич пришёл в журналистику из комсомола в 80-х годах прошлого века. Не ведаю, что потерял комсомол тех времён, но журналистика, а в купе с ней краеведение и история, однозначно выиграли, приобретя Мастера! Большого профессионала, упорного и трудолюбивого, работоспособного и честного, бескорыстного и бескомпромиссного. Человека, имеющего свою точку зрения, отстаивающего своё мнение на основании исторических фактов исследуемого.
Как коренной новочеркасец, предки которого по материнской линии носили фамилию Ефремовых, он окунулся с любовью в историю казачьей столицы и донского края. Ещё в годы работы в энпэиншных «Кадрах индустрии». Затем, в 90-е, будучи сотрудником «Новочеркасских ведомостей», стал вести «Станичный вестник». Много встречался и беседовал с краеведом и искусствоведом Кулишовым, близким ему по духу человеком. Тогда в одной из бесед, перекуривая в коридоре редакции в ожидании, пока верстальщики правят материал Владимира Ивановича, он поделился тем, что его интересует Новочеркасский казачий некрополь. «Женя, ты молодой и талантливый парень! Не бери на себя неподъёмную тему, она слишком болезненна, – посоветовал Кулишов. – Да и главный казачий погост практически уничтожен в 30-е годы».
Но Евгений Васильевич взвалил на себя эту ношу и достойно пронёс её сквозь отведённые ему годы. Так было угодно Судьбе, чтобы именно он стал летописцем некрополя и первооткрывателем многих имён исторических личностей, возвращая их нам.
Тесно с Женей нас свёл «Пресс-центр» администрации и «5-ТВканал», куда он пришёл из «Ведомостей» и стал обозревателем по истории казачества. Хорошо помню впечатления ребят от первого основательного посещения некрополя с заданием казачьих лидеров: уже мощно шёл процесс воссоздания памятника атаману Платову. На намечающееся празднование ожидались потомки казачьих родов, ушедших в эмиграцию во время Великого исхода 20-х годов. Необходимо было найти могилы героев Отечественной войны 1812 года.
Так в историко-краеведческой копилке Евгения Васильевича появился первый документ: реестр памятников, а точнее того, что от них осталось на главном казачьем погосте… Съёмки, съёмки, съёмки! Сколько же их было, чтобы успеть и заснять ещё не порушенное…Сын Илья, друг и единомышленник отца многие годы, занялся сейчас формированием его архива, собрав без малого семь тысяч файлов!!! Задуматься только: гигантская цифра! Какие-то материалы опубликованы, а какие-то ожидают своего часа.
Будучи яркой Личностью, не побоюсь сказать, выдающимся явлением своего времени, образованнейшим человеком, Евгений Васильевич глубоко был погружён в литературу, а историю Дона не мыслил без истории страны, отдавал предпочтение классической и хорошей современной музыке, любил поэзию.
И смею заметить, что слова Давида Самойлова, о творчестве которого мы не раз говорили, «но в памяти такая скрыта мощь, что возвращает образы и множит…», стали лейтмотивом всего жизненного пути краеведа и историка, его поисков и открытий.
Погрузившись в прошлое некрополя, Женя мечтал показать, что и посмертно прадеды и деды наставляют нас уму-разуму своими примерами. Даже за каждой разбитой могильной плитой стоит конкретная личность, легендарная для своего времени, повествующая нам о своеобразном национальном пароле: «за веру, царя и Отечество!» Память – это духовная сила!
В старину верили в защиту предков. Вот как писал русский историк, профессор русской истории и литературы Йельского университета Николай Ульянов, ещё в 1961 году: «Если правда, что умершие поколения управляют судьбами народов в неменьшей мере, чем живые, то есть ещё у нас заступники».
Поэтому Евгений Васильевич и мечтал создать Музей памяти достойных людей Новочеркасска. Для того, чтобы народ понимал историческую преемственность в потоке чередующихся времён.
И сделал немало для того, чтобы этот Музей памяти появился! Многолетняя кропотливая и тщательная работа в архивах и фондах, в библиотеках и музеях открывала сначала ему, а затем и нам, его читателям, неизведанное ранее, то, без чего не выстраивается прочный фундамент духовного здания! Он был ювелиром в сборе пазлов исторических головоломок. Благодаря ему вставали личности героев: атаманов, лейб-гвардейцев, священнослужителей, простых дончан, с доблестью потрудившихся во славу своего Отчества!
Ныне Музей памяти достойных людей Новочеркасска стал нашим общим достоянием людей. Листаем ли мы страницы прежних газет «Новочеркасские ведомости» и «Частная лавочка», нынешнего «Делового Новочеркасска» или сетевого издания «ДеловойЮг», открываем ли краеведческие сборники Музея истории донского казачества, выпуски «Донского временника» Донской публичной библиотеки, книги, в выходе которых Халдаев участвовал, мы погружаемся в удивительные находки, обретая под собой почву. Которую из-под ног у нас выбивали десятилетиями, делая ущербными «иванами»…
В наш век обесценивания духовности и патриотизма Евгений Васильевич философски рассуждал, что сегодняшние мы – это промежуточный отряд между вчера и завтра. И падающие обветшалые памятники при нашем полном безразличии не делают нам чести – это осквернение памяти многих предыдущих поколений. Ибо вместе с вековыми твердынями падают и наши нравственные крепости.
Историко-краеведческое наследие Евгения Васильевича Халдаева, наполненное патриотизмом и любовью к своей Родине, очень значимо! И его вклад в культуру города и историю казачества Донского края достаточен, чтобы хотя бы посмертно – что имеем, не храним – Новочеркасск отдал должное этому удивительному человеку, историку и краеведу, истинному Гражданину своего Отечества. Разве он, ратовавший за воссоздание истории казачьего края, как никто другой достоин звания «Почётный гражданин» города!
Но самое грустное в этой ситуации, что знаковые люди уходят, и остаётся пустота… Эту лакуну никто не заполняет… Так было с Владимиром Ивановичем Кулишовым… Увы, не вижу достойной замены Евгению Васильевичу Халдаеву в ближайшее десятилетие.
Мне и моим коллегам, думаю, и не только нам, выпала счастливая карта: быть современниками этих замечательных людей, настоящих Граждан своего Отечества! Не забываем и помним об этом!
Женета Гридасова.
Фото автора, Ильи Халдаева, Елены Кикость, Ирины Васильевой.