Сегодня: 24 ноября 1821, Суббота

Это уже будет четвертый спектакль, поставленный режиссером в Новочеркасске после «Царской охоты», «Собачьего сердца», «Последней жертвы». С «Божьими одуванчиками» произошел тот самый случай, когда молва о премьере обогнала саму премьеру.

Петр Орлов

 

— Пьеса Андрея Иванова очень популярна на отечественной сцене, ее называют бесценным подарком для всех ценителей театра. Ваше решение поставить «…Одуванчики» в новочеркасском театре – это Ваш подарок горожанам, которые хорошо Вас знают, любят Ваши спектакли?

— Это взаимная любовь, которая сподвигла меня поделиться по-настоящему хорошей историей. Есть пьесы, с которыми хочется побыть, именно побыть, даже когда ставишь их не один раз, всё равно тебе приятно погружаться в хорошую драматургию – с живыми, искренними персонажами,  работать артистами, которые, безусловно, играют героев по-своему… В Новочеркасске замечательные артисты, я иду за ними, и вместе мы создаем этот спектакль. Здесь всё совпало – хорошая пьеса, хорошие исполнители, и, конечно, замечательный новочеркасский зритель, который, я уверен, разделит нашу любовь к спектаклю.

В афише пьеса обозначена как лирическая комедия. Мне удалось побывать на репетициях, похоже, спектакль получается тонким, душевным, полным глубокого смысла…

— Я хорошо знал Андрея Иванова – потрясающего красноярского драматурга, артиста, руководителя Красноярского ТЮЗа,  журналиста — талантливейшего человека, который, кстати, обозначил «Божьи одуванчики» просто как «пьесу в двух действиях» — не как комедию. Просто он был человеком крайне остроумным и театральным. Так случилось, что первую постановку «Одуванчиков» осуществил сам Андрей, а вот вторую – уже я,  в Пензе. Мне было чрезвычайно приятно услышать от автора, что моя версия – лучшая, и что после нее спектакль зашагал широкой поступью по сценам российских театров.

Да, в этой пьесе много житейского юмора, но для меня она, прежде всего, про людей, про то, что, в любом возоасте мы продолжаем хотеть быть нужными, важными, любимыми. Пьеса-то про всех нас  – про нашу суть, переживания, ощущения того, что много в жизни упущено. И дело здесь даже не в прожитых годах, а в одиночестве, в том, что люди просто не умеют быть счастливыми. Мой спектакль завершается пониманием того, что только в театре – мире иллюзий – человек найдет внутреннюю гармонию: только там, на сцене, мы можем оторваться от действительности, от ужаса, который сегодня происходит, и полностью отдаться тому же Шекспиру – пиру драматургии и творчества. Только творя, человек может быть счастлив.…

Исходя из этой логики, можно уверенно утверждать, что Валентина Иванкова, заслуженная артистка РФ, исполнительница главной роли в «Божьих одуванчиках», очень счастливый человек! За пятьдесят лет служения новочеркасскому театру она сыграла больше сотни ролей… Как-то Вы сказали, что, если бы актриса играла в Малом театре, она была бы примой…

— Это правда. Мне, как режиссеру, с ней очень легко. Валентина Ивановна – актриса выдающаяся, уверен, она бы украсила любой самый статусный столичный академический театр. Другой вопрос, была бы она счастлива? Она прожила яркую, творческую, человеческую судьбу с замечательным Александром Ивановичем (ред. А.И. Иванков, заслуженный артист РФ)…  Она всегда  знаеи весь текст роли, она помнит абсолютно всё, что я говорил и говорю. Валентина Ивановна находится в блестящей форме, ей надо играть-играть- играть, потому что это — редкий, уникальный талант. Для меня очень важно, что она не просто человек с юмором — главное, что она владеет чувством юмора на сцене (!), а это уже дар: не просто шутить, а излучать иронию, скрытую улыбку.

 

— В спектакле занят звездный состав театра. Это такой осознанный выбор режиссёра?

— Согласен, «Одуванчики» собрали в прямом смысле бриллиантовую россыпь артистов. Я с ними дружен творчески, практически со всеми работал, признаюсь, я бы взял еще больше людей – всех, кого бы смог «унести», если бы пьеса позволила. Большое удовольствие работать с такими профессионалами. Именно удовольствие и счастье,  когда тебя слышат, понимают, хотят сделать по-настоящему хорошо!

— В Ваших постановках всегда существует отдельный герой – музыка. Владимир Брусс, Ваш верный друг и соратник, и здесь предлагает удивительные музыкальные темы, которые делают спектакль многослойным, очень эмоциональным. Как вы чувствуете друг друга?

— Как-то в одном интервью на вопрос, как вы работаете с режиссером Орловым, он ответил: «Приступая к работе, Петр просит меня только об одном: Володя, прочти пьесу». И действительно, познакомившись с материалом, он садится и пишет музыку. Никаких долгих разговоров, никаких «сверхзадач». Он слышит, как я думаю, он чувствует, как я думаю и всё это записывает нотами. Так происходит уже двадцать лет, после нашего знакомства в Челябинске, когда я случайно услышал музыку, которая меня в прямом смысле задела за живое.

— Что, по-Вашему, унесет зритель после спектакля?

— В этой в истории есть и смех, и слезы, и если происходит чудо сопереживания, если человек к зале начинает видеть себя в героях, тогда уже иначе воспринимается всё, что происходит на сцене — внутри выстраиваются уже свои переживания, оценки, свой опыт. В чем смысл жизни, что такое счастье, и что есть надежда? В спектакле светлый финал, но каждый будет формулировать его для себя сам.

 

Премьера спектакля «Божьи одуванчики» состоится 9 сентября – в день открытия 199 сезона. Приглашаем наших читателей на праздник театра.

 

Елена Тахаева