Сегодня:

В новочеркасском театре идет работа над новым спектаклем.

Константин Демидов

«Слуга двух господ» — так называется пьеса Карло Гольдони, которую ставит режиссер из Краснодара Константин Демидов.

Константин Николаевич Демидов родился в Рязани. Там же работал на радио, играл в КВН. Закончил Московский государственный университет культуры и искусств, театральный институт им. Щукина (курс Л.Е. Хейфеца), учился в ГИТИСе (РАТИ). О себе говорит, что он «актёр по случайности, режиссер по профессии». Член гильдии режиссеров России. Победитель конкурса СТД РФ «Театральный разъезд». С октября 2018 по июль 2020-го — главный режиссер Краснодарского драматического театра.

Выпустил несколько актерских курсов в частном театре «Мой» и арт-пространстве «Свои». Организовал театральную лабораторию «Костин Дом», в рамках которой осуществил семь постановок (перформансы, хеппининги и спектакли и т.п). Имеет многолетний опыт проведения тренинга «Работа актёра с пространством» в разных городах России. Снял десять документальных фильмов о своих путешествиях и постановках, а также — два художественных. В качестве актера принимал участие более чем в пятидесяти фильмах и сериалах. В качестве режиссера сотрудничал с двумя десятками театров в Краснодаре, Рыбинске, Сочи, Владивостоке и др.

Так исторически сложилось, что постановщик спектакля «Слуга двух господ» – не первый  ученик народного артиста РФ, профессора, лауреата Государственной премии РСФСР имени К. С. Станиславского Леонида Хейфеца, работающий в стенах новочеркасского театра. Год назад сокурсница Константина Демидова по театральному институту им. Щукина, Наталья Людскова, поставила в Донском театре «Месяц в деревне», ставший одним из любимых в сегодняшнем репертуаре театра. Похоже, в мае нас ждет новое яркое событие!

На вопрос, как режиссер адаптировался в новом городе, в новом театре, Константин Николаевич отвечает: «Учеников Хейфеца отличает то, что Леонид Ефимович научил нас «школе» – базовым вещам: первая  встреча с артистами, первая читка… Безусловно, театры разные, люди разные, но механизмы, подходы в работе одни. Представьте, перед нами стоит задача переплыть, условно говоря, море (в нашем случае, поставить спектакль). Мы же не ринемся в воду сломя голову — нам нужно знать первые движения: что делает правая рука, левая… Это уже потом – в процессе — может настигнуть шторм или палящее солнце, но тут уже нужно будет справляться в моменте… Я счастлив, что Леонид Ефимович через истории о своем опыте вложил в нас профессиональную уверенность, которая позволяет работать осознанно».

Константину Демидову – режиссеру и человеку – интересна и близка классика, и, если он получает  приглашение от театра, который собирается ставить спектакль по классической пьесе, то соглашается, не задумываясь. Однако, в данном случае, «Слуга двух господ» — не просто классика, это, можно сказать, её истоки. Реформатор, один из основоположников европейского театра – Карло Гольдони – написал ее в жанре комедии дель Арте. Особенность её состоит в том, что герои спектакля общаются не только между собой — в процессе действия они постоянно обращаются к зрителям, тем самым вовлекая их в происходящее. Можно представить, насколько ориентированная на зрителя «площадная» комедия дель Арте, отличается от традиции русского реалистического, психологического театра Станиславского, которой новочеркасский театр преданно следует. Выходит, на сцену Казачьего драматического пришла новая театральная стилистика?

— Возможно, в какой-то степени это будет открытием для новочеркасского театра. Однако, здесь очень важно попасть в риторику подачи этой истории, соблюсти некий баланс: с одной стороны, — постоянно принимать во внимание зрительный зал (герои поясняют публике, что они сейчас чувствуют или думают), при этом — органично адаптировать действие, имевшее  место почти три столетия назад, к сегодняшним реалиям. И здесь мне близки игровые приемы, когда на сцене артисты действуют на грани куража и вовлекают в него зрителей, не даром в самом начале им будут предложены правила некой игры. Как это будет происходить, пусть останется интригой, скажу лишь, что публике дадут понять, что спектакль можно и нужно смотреть определенным образом.

Еще один важный прием режиссера Демидова: он старается найти зерно в каждом персонаже так, чтобы тот был не просто понятен, а обязательно вызывал симпатию зрителей, даже если в корне не прав. Вместе с артистами режиссер придумывает ходы, чтобы нивелировать какие-то характерные черты персонажей — если это «героический герой», типа Сильвио, то обязательно делается акцент на том, насколько иногда он может выглядеть нелепым. Или недалёкий Труффальдино, который вдруг останавливается и начинает размышлять о том, какой он молодец. «Такие разные проявления характеров всегда идут рядом, и их столкновение «высекает» юмор, — говорит режиссер. — И здесь очень важно, какое наполнение своим героям дают сами артисты, показывают, как ОНИ видят историю сквозь призму своего жизненного и профессионального опыта».

Пьеса создает иллюзию легкости и воздушности, но, по тому, как напряженно работает творческая группа спектакля практически каждый день много часов кряду, похоже, создать такую легкость на сцене – непростая работа.

— Начнем с того, что для меня эта пьеса про легкость бытия. Репетируя здесь, в Новочеркасске, я это окончательно осознал. Даже, по большому счету, печальную историю своей главной героини, используя форму дель Арте, Гольдони умудрился показать неким пунктиром, не давая зрителю в ней утонуть. И игра в этом смысле заключается в том, что мы не погружаемся в переживания, как это происходит у Чехова или Ибсена. Другое дело, что я, как истинный ученик своего учителя, всё-таки пытаюсь намеренно акцентировать внимание на гибели брата или несчастной любви, чтобы на фоне некой трагедии показать, как смерть в этой истории удивительным образом сочетается с торжеством жизни. Это только одна линия на фоне многих других. Но главная, всё же, — о пройдохе Труффальдино, который выворачивается из «клубка», который сам же запутал… Это – многослойный сюжет, где каждая история интересна и увлекательна, каждый характер узнаваем.

Поиски, обсуждения, взаимоотношения характеров разработка мизансцен, пластика персонажей — первому поднятию занавеса предшествует большой труд.

— Так называемая легкость повествования не всегда дается просто. В спектакле много молодых артистов, и я вижу, как они упорно работают —  в определенных ситуациях выходят за грани своих возможностей, хотят «прорваться», и мне это очень импонирует, как радует и то, что ребята, во многом сомневающиеся (и это хорошо), слушают и слышат. Сложностей добавляет еще и формат спектакля – это такой узкий коридор, в котором нужно соединить законы комедии дель Арте с формами психологического театра. Что касается маститых артистов, то здесь, конечно, опыт побеждает, но им также свойственен азарт, спортивный интерес, поиск ходов, нюансов: как можно по-новому показать историю, которую ставят на мировых сценах почти 300 лет.

— Именно поэтому Вы взялись за «Слугу…»?

— В том числе. Мне нравится эта пьеса потому, что она — про молодых и для молодых. Более того, это история открытий и для меня, как режиссера, и для артистов, и, я уверен, для зрителей.

Елена Тахаева

https://delovoy-yug.ru/v-ozhidanii-premery-slugu-dvuh-gospod-po-pese-karlo-goldoni-sygrayut-13-maya/