Сегодня: 28 ноября 0395, Вторник

В ТПП РФ 28 октября состоялось заседание Экспертного совета при Комитете по муниципально-частному партнерству Общероссийского Конгресса муниципальных образований (ОКМО), в ходе которого были подняты вопросы совершенствования законодательства о ГЧП и МЧП

В совещании приняли участи ведущие эксперты в сфере ГЧП и МЧП, представители крупнейших банков, осуществляющих инвестиции в инфраструктурные проекты, представители ВЭБ Инфраструктура и ТПП РФ.

Вел заседание депутат Государственной Думы ФС РФ, Председатель Комитета по муниципально-частному партнерству ОКМО Алексей КОБИЛЕВ. Во вступительной речи он отметил потенциал реализации проектов в рамках модели МЧП: «Муниципально-частное партнёрство может лечь в основу новой социально-экономической политики государства, направленной на создание условий для устойчивого экономического роста и повышения благосостояния наших граждан. В первую очередь необходимо решить законодательные и процессуальные проблемы реализации проекта в формате муниципально-частного партнерства».

Одной из основных обсуждаемых тем мероприятия стали поправки, внесенные в проект ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования механизмов государственно-частного партнерства», разработанные Минэкономразвития России. «Торгово-промышленная палата, учитывая её огромный опыт в законотворческой деятельности, готова работать в направлении совершенствования законодательства о ГЧП и МЧП»: отметил Владимир ГАМЗА, Председатель Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике.

Кобилев А.Г.

Российские муниципалитеты нуждаются в совершенствовании законодательной базы,  чтобы в полной мере использовать возможности механизма муниципально-частного партнерства (МЧП). Это позволит им эффективно реализовывать социальные и инфраструктурные проекты, привлекая к активному сотрудничеству бизнес и банковский сектор.

Одной из поправок, вызывающих вопросы у экспертов, является поправка в 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», согласно которой государство не сможет возместить инвестору более 80% понесенных затрат. При таком ограничении постройка, например, детского сада или школы через механизм концессии становится невозможной, поскольку у концессионера в данном случает просто не остается законного способа возврата своих инвестиций.

В то же время закрепление в законе понятия института «особых обстоятельств», призванных нивелировать риски сторон соглашения, единогласно поддерживается экспертным сообществом.

Также на Экспертном совете обсуждался вопрос поручительства бюджета вышестоящего уровня (бюджета субъекта федерации) перед инвестором в проектах МЧП, чтобы избежать риска отсутствия средств в бюджете муниципального образования.

Как особо отмечают эксперты, основным принципом изменения законодательства о ГЧП и концессиях должен быть принцип «не навреди», чтобы рынок развивался, а не получал дополнительные преграды.

В рамках состоявшейся дискуссии члены Экспертного совета отметили, что рынок ГЧП/МЧП и концессий ждет перемен, но каждая поправка должна быть хорошо выверена, чтобы не навредить и без того хрупкому и молодому институту взаимодействия бизнеса и государства.