Сегодня: 22 октября 2959, Понедельник

 (продолжение, начало в № 1 (07.05.20г.)-№2 (20.05.20г.), №4(03.06.20г.)-12(29.06.20г.), №14(12.08.20г.)-№16(26.08.20г.), №18 (9.09.20г.), №20(23.09.29г.).     

«От ветров и стужи петь мы стали хуже…»

Подполковник запаса Нина Александровна Кочеткова с коллегами. 2013.

Нина Александровна Кочеткова в  первые годы работы в правоохранительных органах Новочеркасска.  1968.

Яркой двоицей в редакции были члены Союза журналистов СССР Игорь Викторович Власов и Виталий Иванович Сердюков. Об Игоре Викторовиче – участнике Великой Отечественной я писала в одном из первых выпусков. Виталий Иванович был младше своего старшего друга на шесть лет и уже попал в категорию «детей войны».  Хотя, в первую очередь, были  они детьми своего, советского времени, единомышленниками, между ними существовало глубокое внутренне взаимопонимание.

Если бы не работа и сдача каждое утро  положенную норму строк в  секретариат, их интеллектуальные диалоги можно было слушать часами! Неудивительно: это были эрудиты, люди энциклопедических знаний! Виталий Иванович Сердюков редактировал тогда газету «Энергетик» ГРЭС и в редакции мы его видели  по вторникам, когда она печаталась по графику типографии.

Семьёй  Виталия Ивановича была семья его сестры Клавдии Ивановны, с ней они были очень близки.  Родился он в 1930 году, литература с детства была его отдушиной, книги   читал запоем, учился в Таганрогском пединституте. После его окончания продолжительное время работал учителем русского языка и литературы в школе №19. В  1966 году пришёл на ГРЭС, был  художником-оформителем, активно участвовал поначалу в  работе корпункта «Знамени коммуны» на Новочеркасской ГРЭС, а затем с  появлением многотиражной газеты «Энергетик» стал её редактором. Почти на двадцать лет связал свою жизнь с журналистикой.

А  вот  о хобби Виталия Ивановича знали не только в редакции, но и в близлежащих хуторах и станицах. Сердюков был ярым поклонником Маяковского и Моора. В течение многих лет  собирал всё, что было связано с ними. Искал живых свидетелей пребывания поэта в Новочеркасске и приумножал их воспоминания. Виталий Иванович умудрился даже возить в  1980-е годы на попутках – что сейчас совершенно невозможно представить! – передвижную выставку «Маяковский и Северный Кавказ» по Ростовской области. И она пользовалась успехом, была очень востребована ещё из-за рассказов Сердюкова, а он знал много!   Фотографии, копии редких документов, рукописи, диссертация о казачьих корнях поэта – всё это свидетельствовало о большой преданности любимому глашатаю революции. Виталий Иванович был членом общественного совета музея Маяковского, вёл переписку с его сёстрами, частенько выезжал в столицу.

Но если фамилия знаменитого поэта для большинства, верю, людей знакома, то фамилия Моора, пожалуй, мало о чём говорит нынешней молодежи. Дмитрий Орлов, имевший псевдоним «Моор», был известным в 20-30-е годы ХХ века мастером сатирического рисунка и плаката. Он иллюстрировал многие журналы того времени. Самая известная его работа «Ты записался добровольцем?». Дмитрий Орлов-Моор был уроженцем Новочеркасска, и Виталий Иванович считал своим долгом оставить память о нём для потомков.

Квартира, а жил Виталий Иванович на улице Декабристов, напоминала настоящий музей. Огромный архив, в котором хранились все предметы передвижной выставки, рисунки, открытки, плакаты, журналы, книги с автографами известных писателей, редкие книги, изыскания о литературном Новочеркасске и много ещё чего…

Виталий Иванович Сердюков во время работы с поэтом  Владимиром  Калмыковым. 1974.

Вместе с Игорем Викторовичем Власовым они выпускали стенную газету «Крокодил идёт по городу», дублируя её на городском проводном радио. Четверостишья писали оба, а вот мастерски оформлял рисунками Виталий Иванович, прекрасно владевший не только  пером, но и карандашом… Причём стихи он сочинял в стиле «агиток» любимого писателя. Их Сердюков использовал и редактируя газету энергетиков, в созданной сатирической рубрике «Молотилка»  высмеивал нерадивых работников. Стихи цитатами  уходили   в  народ, а сила  действия публикаций была огромной.

Виталий Иванович успевал многое: был членом совета Музея истории донского казачества, писал книжки-раскладушки для детей, находил время для поэта-земляка Владимира Калмыкова, прикованного к инвалидному креслу. Часто бывал у него дома на улице Народной, вместе с Игорем Викторовичем Власовым редактировал его произведения, организовывал встречи с молодежью.

С Ниной Александровной Кочетковой судьба сводила неоднократно.  Первый раз – в редакции газеты «Знамени коммуны», а если быть более точной, то в коридоре… Непостижимо много интересного случалось и рождалось в коридорных кулуарах. Я была дежурной по номеру и несла редактору рабочую полосу, в которую авторы и корректоры уже внесли пометки. Он стоял возле своего кабинета и что-то обсуждал с темноволосой женщиной – тогда ещё майором милиции. Она  сразу  привлекла  внимание не только своей яркой внешностью, но  и тем, как разговаривала с  Михеевым: тон был  решительный и уверенный. Когда мы зашли в кабинет, Владимир Николаевич спросил: «Ты-то с бой-бабой знакома?» – «С кем?..» – «С Ниной Кочетковой!» – «Только по газетным публикациям, она же с партийцами сотрудничает… А почему с «бой-бабой?» – «Она боец по  своей сути, никому спуску не даёт! Скажу тебе откровенно: побольше бы таких, как она, давно бы порядок был в стране! Но не  нравится это  ни её коллегам, ни начальству…» – «Почему?» – «А  кто же  любит правду-матку да  ещё в глаза…»

Как известно, первое впечатление имеет силу великую. Мне потом неоднократно приходилось близко взаимодействовать в разных ситуациях с Ниной Александровной, она так и осталась в памяти радеющей за правду и справедливость, честной и прямолинейной, принципиальной и бескомпромиссной… Была  не раз свидетелем, когда после её громкого звонка оперативно решались  вопросы! Человек железной воли, потрясающей энергетики,  лидер,  каких  сейчас   мало, она была в числе тех, кто делал историю города  на протяжении  почти  полувека.

Почти  тридцать лет работы в органах, куда  её в своё время направили  как молодого коммуниста, совершенно не изменили ни её саму, ни её отношения к   профессии. Два  последних  десятилетия до своего ухода летом прошлого года Нина Александровна возглавляла совет ветеранов ОВД  города,  за это время он трижды входил в число лучших ветеранских организаций  области… Быть впереди – кочетковская норма. В  своё   время  Нина  Александровна стала первой  в городе женщиной оперуполномоченным  ОБХСС, затем  первой женщиной  в донском крае  начальником штаба УВД.

Памятуя о прежних выступлениях в газете и роли  печатного слова, Нина  Александровна давно мечтала об издании книги  по истории  Новочеркасской полиции. За один раз  осилить такой огромный исторический  пласт было  невозможно, а  рассказать хотелось о многом: не только о датах, но и о людях, благодаря которым эти события появлялись в  летописи города. К тому же нужны были спонсоры, ведь ветераны МВД могли рассчитывать только на свои взносы. Нина   Александровна была личностью, хорошо  известной и   уважаемой  в  городе, поэтому  к исследовательской работе подключились историки, музейщики, краеведы, журналисты.  Так,  появились книги – в 2015 году «Страницы  истории  Новочеркасской полиции (1800-1917)» и «Мы  гордимся своими коллегами» – в   2017 году.  Увы, третья книга  осталась не   реализованной.

Нина   Александровна родилась в казачьей семье в Новочеркасске  за год до войны. История родного города, который она беззаветно любила, стала её собственной судьбой. Знала каждую улочку, людей, их проблемы,   оказывала социальную помощь как опытный  юрист с многолетним   стажем. Решала вопросы круто: иногда приходилось и голос повышать, и стучать кулаком по столу – тем, кто иначе не  понимал… Радела за сохранение исторического наследия Новочеркасска. В дореволюционной  России эта миссия возлагалась на Министерство внутренних дел и департамент  полиции страны  курировал строительство Новочеркасска,  возведение   на его  территории  ансамблей  улиц и  площадей  по образцовым  фасадам  и  проектам  столичных зодчих. Этим и была обеспечена    неповторимая красота  его    застройки.

В   постперестроечные  годы, когда многое стало  непонятным, а быстрые изменения доступными  вопреки  закону, Нина Александровна вкладывала  немало сил в сохранение  самобытности и  уникальности  столицы донского казачества, её исторического облика,  архитектурно-исторической  среды,   памятников   истории  и культуры.  Пробивной силы ей было не занимать, настойчивости в  достижении  цели хватило бы на несколько человек! Результат её многолетнего  взаимодействия с  органами  местного самоуправления, министерствами культуры  региона и  страны, администрацией области и президента России стал разработанный план объединённой охранной зоны объектов культурного наследия Новочеркасска за  счёт средств областного бюджета.

Женета Гридасова

Окончание  следует