(продолжение, начало в № 1 (07.05.20г.)-№2 (20.05.20г.), №4(03.06.20г.)-12(29.06.20г.), №14(12.08.20г.)-№16(26.08.20г.), №18 (9.09.20г.), №20(23.09.29г.).
«От ветров и стужи петь мы стали хуже…»

Подполковник запаса Нина Александровна Кочеткова с коллегами. 2013.

Нина Александровна Кочеткова в первые годы работы в правоохранительных органах Новочеркасска. 1968.
Яркой двоицей в редакции были члены Союза журналистов СССР Игорь Викторович Власов и Виталий Иванович Сердюков. Об Игоре Викторовиче – участнике Великой Отечественной я писала в одном из первых выпусков. Виталий Иванович был младше своего старшего друга на шесть лет и уже попал в категорию «детей войны». Хотя, в первую очередь, были они детьми своего, советского времени, единомышленниками, между ними существовало глубокое внутренне взаимопонимание.
Если бы не работа и сдача каждое утро положенную норму строк в секретариат, их интеллектуальные диалоги можно было слушать часами! Неудивительно: это были эрудиты, люди энциклопедических знаний! Виталий Иванович Сердюков редактировал тогда газету «Энергетик» ГРЭС и в редакции мы его видели по вторникам, когда она печаталась по графику типографии.
Семьёй Виталия Ивановича была семья его сестры Клавдии Ивановны, с ней они были очень близки. Родился он в 1930 году, литература с детства была его отдушиной, книги читал запоем, учился в Таганрогском пединституте. После его окончания продолжительное время работал учителем русского языка и литературы в школе №19. В 1966 году пришёл на ГРЭС, был художником-оформителем, активно участвовал поначалу в работе корпункта «Знамени коммуны» на Новочеркасской ГРЭС, а затем с появлением многотиражной газеты «Энергетик» стал её редактором. Почти на двадцать лет связал свою жизнь с журналистикой.
А вот о хобби Виталия Ивановича знали не только в редакции, но и в близлежащих хуторах и станицах. Сердюков был ярым поклонником Маяковского и Моора. В течение многих лет собирал всё, что было связано с ними. Искал живых свидетелей пребывания поэта в Новочеркасске и приумножал их воспоминания. Виталий Иванович умудрился даже возить в 1980-е годы на попутках – что сейчас совершенно невозможно представить! – передвижную выставку «Маяковский и Северный Кавказ» по Ростовской области. И она пользовалась успехом, была очень востребована ещё из-за рассказов Сердюкова, а он знал много! Фотографии, копии редких документов, рукописи, диссертация о казачьих корнях поэта – всё это свидетельствовало о большой преданности любимому глашатаю революции. Виталий Иванович был членом общественного совета музея Маяковского, вёл переписку с его сёстрами, частенько выезжал в столицу.
Но если фамилия знаменитого поэта для большинства, верю, людей знакома, то фамилия Моора, пожалуй, мало о чём говорит нынешней молодежи. Дмитрий Орлов, имевший псевдоним «Моор», был известным в 20-30-е годы ХХ века мастером сатирического рисунка и плаката. Он иллюстрировал многие журналы того времени. Самая известная его работа «Ты записался добровольцем?». Дмитрий Орлов-Моор был уроженцем Новочеркасска, и Виталий Иванович считал своим долгом оставить память о нём для потомков.
Квартира, а жил Виталий Иванович на улице Декабристов, напоминала настоящий музей. Огромный архив, в котором хранились все предметы передвижной выставки, рисунки, открытки, плакаты, журналы, книги с автографами известных писателей, редкие книги, изыскания о литературном Новочеркасске и много ещё чего…

Виталий Иванович Сердюков во время работы с поэтом Владимиром Калмыковым. 1974.
Вместе с Игорем Викторовичем Власовым они выпускали стенную газету «Крокодил идёт по городу», дублируя её на городском проводном радио. Четверостишья писали оба, а вот мастерски оформлял рисунками Виталий Иванович, прекрасно владевший не только пером, но и карандашом… Причём стихи он сочинял в стиле «агиток» любимого писателя. Их Сердюков использовал и редактируя газету энергетиков, в созданной сатирической рубрике «Молотилка» высмеивал нерадивых работников. Стихи цитатами уходили в народ, а сила действия публикаций была огромной.
Виталий Иванович успевал многое: был членом совета Музея истории донского казачества, писал книжки-раскладушки для детей, находил время для поэта-земляка Владимира Калмыкова, прикованного к инвалидному креслу. Часто бывал у него дома на улице Народной, вместе с Игорем Викторовичем Власовым редактировал его произведения, организовывал встречи с молодежью.
С Ниной Александровной Кочетковой судьба сводила неоднократно. Первый раз – в редакции газеты «Знамени коммуны», а если быть более точной, то в коридоре… Непостижимо много интересного случалось и рождалось в коридорных кулуарах. Я была дежурной по номеру и несла редактору рабочую полосу, в которую авторы и корректоры уже внесли пометки. Он стоял возле своего кабинета и что-то обсуждал с темноволосой женщиной – тогда ещё майором милиции. Она сразу привлекла внимание не только своей яркой внешностью, но и тем, как разговаривала с Михеевым: тон был решительный и уверенный. Когда мы зашли в кабинет, Владимир Николаевич спросил: «Ты-то с бой-бабой знакома?» – «С кем?..» – «С Ниной Кочетковой!» – «Только по газетным публикациям, она же с партийцами сотрудничает… А почему с «бой-бабой?» – «Она боец по своей сути, никому спуску не даёт! Скажу тебе откровенно: побольше бы таких, как она, давно бы порядок был в стране! Но не нравится это ни её коллегам, ни начальству…» – «Почему?» – «А кто же любит правду-матку да ещё в глаза…»
Как известно, первое впечатление имеет силу великую. Мне потом неоднократно приходилось близко взаимодействовать в разных ситуациях с Ниной Александровной, она так и осталась в памяти радеющей за правду и справедливость, честной и прямолинейной, принципиальной и бескомпромиссной… Была не раз свидетелем, когда после её громкого звонка оперативно решались вопросы! Человек железной воли, потрясающей энергетики, лидер, каких сейчас мало, она была в числе тех, кто делал историю города на протяжении почти полувека.
Почти тридцать лет работы в органах, куда её в своё время направили как молодого коммуниста, совершенно не изменили ни её саму, ни её отношения к профессии. Два последних десятилетия до своего ухода летом прошлого года Нина Александровна возглавляла совет ветеранов ОВД города, за это время он трижды входил в число лучших ветеранских организаций области… Быть впереди – кочетковская норма. В своё время Нина Александровна стала первой в городе женщиной оперуполномоченным ОБХСС, затем первой женщиной в донском крае начальником штаба УВД.
Памятуя о прежних выступлениях в газете и роли печатного слова, Нина Александровна давно мечтала об издании книги по истории Новочеркасской полиции. За один раз осилить такой огромный исторический пласт было невозможно, а рассказать хотелось о многом: не только о датах, но и о людях, благодаря которым эти события появлялись в летописи города. К тому же нужны были спонсоры, ведь ветераны МВД могли рассчитывать только на свои взносы. Нина Александровна была личностью, хорошо известной и уважаемой в городе, поэтому к исследовательской работе подключились историки, музейщики, краеведы, журналисты. Так, появились книги – в 2015 году «Страницы истории Новочеркасской полиции (1800-1917)» и «Мы гордимся своими коллегами» – в 2017 году. Увы, третья книга осталась не реализованной.
Нина Александровна родилась в казачьей семье в Новочеркасске за год до войны. История родного города, который она беззаветно любила, стала её собственной судьбой. Знала каждую улочку, людей, их проблемы, оказывала социальную помощь как опытный юрист с многолетним стажем. Решала вопросы круто: иногда приходилось и голос повышать, и стучать кулаком по столу – тем, кто иначе не понимал… Радела за сохранение исторического наследия Новочеркасска. В дореволюционной России эта миссия возлагалась на Министерство внутренних дел и департамент полиции страны курировал строительство Новочеркасска, возведение на его территории ансамблей улиц и площадей по образцовым фасадам и проектам столичных зодчих. Этим и была обеспечена неповторимая красота его застройки.
В постперестроечные годы, когда многое стало непонятным, а быстрые изменения доступными вопреки закону, Нина Александровна вкладывала немало сил в сохранение самобытности и уникальности столицы донского казачества, её исторического облика, архитектурно-исторической среды, памятников истории и культуры. Пробивной силы ей было не занимать, настойчивости в достижении цели хватило бы на несколько человек! Результат её многолетнего взаимодействия с органами местного самоуправления, министерствами культуры региона и страны, администрацией области и президента России стал разработанный план объединённой охранной зоны объектов культурного наследия Новочеркасска за счёт средств областного бюджета.
Женета Гридасова
Окончание следует