Сегодня:

(начало в № 1 (07.05.20г.)-№11(22.07.20г.).

«Но мы не терялись никогда…»

Люди, о которых речь будет идти в продолжении проекта, не воевали, не были ветеранами трудового фронта… На тот жестокий момент некоторые из них были очень малы, другие только родились в это время. Речь пойдёт о детях войны. Думаю, что это – самая пострадавшая категория за Отечественную. Ни на фронт пойти, ни защитить себя и других, ни помочь толком не могли… Многие остались сиротами и росли в детских домах.

Иван Герасимович Репников, Владимир Васильевич Лиховайдо, Владимир Никифорович Репников и Иван Яковлевич Кравченко. Май 1997.

С одной стороны, война опалила их жизни своим огненным колесом, лишила родных и близких, а с другой – стала неизъяснимым позывом к будущему созиданию и к творчеству, ко всему тому, что противостоит разрушению… Эти дети войны словно проживали две жизни: за себя и за погибших отцов

Были дети войны и среди корреспондентов городских  изданий – штатных и нештатных: Юрий Валентинович Макеев, Владимир Иванович Симоненко, заслуженный работник культуры России Владимир Иванович Кулишов и заслуженный учитель школы РФ Владимир Никифорович Репников, члены Союза журналистов России Иван Яковлевич Кравченко, Виктор Иванович Чеботников, Анатолий Александрович Чекулаев, Борис Александрович Плевакин, Николай Петрович Кисляков, поэт-самородок рабочий Иван Пушкарёв…

Иван Яковлевич Кравченко и Виктор Иванович Чеботников. Март 2014.

У Кравченко Ивана Яковлевича тридцать три года жизни связаны с городской газетой «Знамя коммуны», двадцать из них был ответственным секретарём. Истории новочеркасской журналистики посвящены две из его одиннадцати книг.

Любимые темы – конечно же, дети и война, а также история и культура казачьей столицы, искусство и природа. Начало писательского таланта Ивана Яковлевича идёт оттуда, из военных лет, которые прошлись глубокой бороздой по его юной душе.

Когда началась Великая Отечественная, он был совсем маленьким – двух лет от роду. Отец – на фронте, мать – целыми днями на работе в колхозе. Детство его и его братьев, как и соседских мальчишек, совсем не походило на детство ребят, рождённых в мирное время. Взамен беззаботной радости на их плечи были взвалены совсем недетские проблемы. Они работали на заводах, выпускающих технику для фронта, где им подставляли под ноги ящики, чтобы они могли достать до станка. Пахали поля на запряжённых быках, возили на них скошенное зерно. Научились помогать ремонтировать технику в МТС.

И делали ещё очень много другого, чтобы облегчить труд матерей, на которых пала тяжелейшая ноша нескончаемого числа проблем и забот. Все эти годы детям сложнее всего было бороться с голодом, еды не хватало. Как рассказывал Иван Яковлевич,  ели мёрзлую репу, жарили на костре лягушек, с весны спасал подножный корм – калачики, паслён, щавель…

Поэтому тема «детей войны», как и самой войны,  стала главной в творчестве  Ивана Яковлевича и ведёт его до сих пор. Уже много лет о ней он скрупулёзно пишёт в своих произведениях и как член Союза журналистов России, и как член Союза писателей России.

Иван Яковлевич верит, что, погрузившись в те давние события, молодой читатель поймёт, как хрупок мир вокруг нас и что его нужно неусыпно беречь всеми силами и всем.

. Людмила Дмитриевна Оберкович, Анатолий Вениаминович Калинин, Виктор Иванович Чеботников. Май 2002.

         Чеботников Виктор Иванович, кроме журналистского, также состоял и во втором творческом союзе – писателей России. И везде оставил о себе добрый след и яркие воспоминания.

Первое впечатление – оно наиболее яркое. Как сейчас вижу: идёт по длинному редакционному коридору колоритный дядька. Роскошная седая шевелюра, в пиджаке и белоснежной рубашке, с трубкой в руке и в сапогах,  в которые заправлены отутюженные со стрелками брюки. И в сапоги эти можно смотреться как в зеркало! «Вот это оригинал!» – подумала я. Моя интуиция не подвела!

Каким разноплановым и многообразным оказался этот прекрасный человек! Виктор Иванович считал, что даденную жизнь надо пить полной мерой и всегда открываться новым впечатлениям! Соответствовал своему «я» – всегда был самим собой. Это стоило дорого. Там, где он работал, его считали или конфликтным, или критичным только потому, что имел своё мнение. Часто оппонировал власти в разных её видах и заработал славу «носителя общественного мнения». Был  он созидателем как по основной профессии – строил на Сахалине, на Северных Курилах, на Кольском полуострове, в Новочеркасске, в Москве, так и по творческой – публиковался в городских, областных и республиканских газетах, литературных сборниках, автор шести книг, три из которых – стихи.

Виктор Иванович Чеботников (справа налево), Наталья Анатольевна Калинина и Иван Георгиевич Скоморохов на праздновании Дня города. Май 2013.

У Виктора Ивановича по материнской линии – греческие корни,  вот откуда  колоритная будулаевская внешность и недоверие властей, считавших его цыганом! Родился он в Мариуполе. Дед был зажиточным, семью раскулачили. Она рассыпалась по разным весям и городам. Война забрала отца – погиб на Миус-фронте. Мама с двумя детьми оказалась в эвакуации в Новочеркасске.

Времена были непростые, стал беспризорником. Чтобы не умереть с голоду, воровал на базаре еду. Его подкармливала учительская семья Калининых – из школы, где он учился, и не только пищей физической, а и духовной. В доме Калининых на Маяковского он и увидел в первый раз Анатолия Вениаминовича, вернувшегося с войны. Испугался и убежал, решив, что это из милиции: Калинин был в военной форме. Не доел ни картошку, ни  казинак, припасённых для него Евгенией Ивановной.

Через несколько дней – вторая, судьбоносная  встреча в библиотеке им. А.С. Пушкина, где юные литераторы показывались уже известным мастерам своего дела. Был среди них и Анатолий Вениаминович. К этому времени  Чеботников исписал стихами целую тетрадь. Полистав её после выступления 11-летнего паренька, Калинин сказал: «Будешь работать, будет толк!» Толк вышел!

Так, в 1946 году и определилась писательская судьба Виктора Ивановича. Дружеские отношения сохранялись все эти годы, да и после смерти Анатолия Вениаминовича в 2008 году он не прекращал общения с его семьёй, всегда был желанным гостем в Пухляковской. Наталья Анатольевна вспоминает Виктора Ивановича частенько, вспоминает только добрым словом, замечая, что так его не хватает… Был он великолепным собеседником, с которым интересно было говорить на все без исключения темы, поражал энциклопедическими знаниями и своим видением жизни.

Есть такое выражение: «Сотвори себя сам». Это о нём, о Викторе Ивановиче Чеботникове.

Женета Гридасова

(Продолжение следует)