(продолжение, начало в № 1 (07.05.20 г.) — №10 (15.07.20 г.).
«Кто-нибудь услышит, кто-нибудь напишет…»
Когда-то на форуме писателей Юга России при знакомстве с Анатолием Вениаминовичем Калининым Ариадна Сергеевна Юркова, член Союза журналистов с 1957 года, заявила ему: «Мы с вами в войну познакомились…» На немой вопрос Анатолия Вениаминовича ответила, что сформированная ею из калининских фронтовых корреспонденций книжка ходила из рук в руки, по цехам, по предприятиям Читы, где она была секретарём райкома комсомола.
Юркова родилась в 1924 году и уже с 16 лет стала публиковаться в областной прессе. Была редактором областного радиокомитета, спецкором «Комсомольской правды» по Читинской области. Анатолия Вениаминовича же заинтересовала её деятельность в Советском Комитете ветеранов войны, где с 1956 года она занималась поисковыми исследованиями малоизвестных подвигов советских солдат. Руководил этой работой писатель и общественный деятель Сергей Сергеевич Смирнов, много сделавший для восстановления доброго имени военнослужащих, попавших в годы войны в плен и позднее за это осуждённых в СССР. Ариадна Сергеевна была одним из главных его помощников.
Её привлекла история Хаммельбургской подпольной организации – первой, созданной в нацистской Германии советскими военнопленными в концлагере Маутхаузен. Восстановление тех событий по крупицам стало основой жизнедеятельности журналиста. Она получала в день несколько десятков писем и смогла воссоздать историю побега 725 офицеров-смертников 20-го блока концлагеря Маутхаузен. И её поиски завершились очень важным результатом. Найденные 100 бывших узников, оставшиеся в живых, участвовали в цикле передач «Живые борются». Эти встречи на Центральном телевидении в 60-е годы ХХ века провела с ними Ариадна Сергеевна.
Вообще она была очень отважным человеком, не останавливающимся на полпути. Доводила свои задумки до победного конца, чего бы это ни стоило. Не побоялась решать вопросы реабилитации бывших узников, их награждения, обеспечения жильём и лечения. А руководителю подпольной организации генерал-майору Г.И. Тхору при её участии удалось присвоить звание Героя Советского Союза. Ариадна Сергеевна активно вела переписку и с иностранными гражданами – бывшими узниками лагерей. На основе собранных материалов написала три документальные повести о заключённых концлагеря Маутхаузен. Они публиковались не только в СССР, но и в странах соцлагеря.
В 2000-е годы к Ариадне Сергеевне несколько раз приезжал историк из Венского университета Маттиас Кальтенбруннер, занимающийся историей нацистского концлагеря Маутхаузен, который находился на территории нынешней Австрии. Он не уставал записывать её рассказы о поисках и находках, не переставая при этом восхищаться ясностью её ума, энергией и силой духа. Ариадна Сергеевна стала героиней его фильма, посвящённого 70-летию массового побега советских военнопленных.
Когда Юркова поселилась в Новочеркасске в 50-е годы ХХ столетия, она стала активно сотрудничать с газетой «Знамя коммуны», в штат не взяли – чем-то не угодила руководству из горкома партии. Не мудрено – Ариадна Сергеевна была прямым и принципиальном человеком, не молчала, а спорила и доказывала свою правоту и правоту подзащитных! Однако без дела не осталась, постоянно писала в газету, позднее сотрудничала с «Донской речью», «Новочеркасскими ведомостями», «Вечерним Новочеркасском», «Частной лавочкой». Вела программы на проводном радио. Тридцать лет возглавляла клуб «Мужество», который создала, пестовала и вывела в число лучших в Ростовской области. Работала в городском экскурсионном бюро, появившемся не без её участия, и маршруты боевой славы Донского края, Луганщины и Донетчины лучше неё никто не водил! А ещё давала путевку в жизнь начинающим поэтам и помогала молодой журналистской поросли окрепнуть. Особые тёплые отношения были с поэтом Владимиром Калмыковым. Ариадна Сергеевна часто бывала в его семье, направляла, редактировала его стихи, организовывала встречи с молодёжью города. Помогала молодому поэту во всём.
Сколько помню Ариадну Сергеевну, она была азартной и настойчивой в поисках, неутомимой и энергичной в работе, открытой и доступной для людей, верной и любящей в дружбе. Учила нас, молодых, что мелочей в жизни не бывает. У одного человека она состоит из множества эпизодов, а другого вся жизнь – один эпизод!
75 лет отдано журналистике! Жизненное кредо Ариадны Сергеевны, которому она не изменяла, укладывается в строку из стихотворения её подшефного поэта Владимира Калмыкова: «Я иду по земле, до всего мне есть дело!».
К представителям ветеранской гвардии относятся также Зиньков Илья Маркович и Малышев Владислав Александрович. Были нештатными корреспондентами и сотрудничали с газетой несколько десятилетий.
Илья Маркович Зиньков попал на фронт после окончания артиллерийско-миномётного училища. Служил разведчиком в войсках реактивной артиллерии. После войны приобрёл иную профессию, работал инженером ВЭлНИИ, был для газеты постоянным поставщиком новостей от разработчиков электровозов. Некоторое время возглавлял клуб «Ветеран» при Дворце культуры НЭВЗа. Очень точный и аккуратный с фактами. В редакцию врывался, в прямом смысле слова, всегда такой подвижный, несмотря на достаточно плотное телосложение. Информацию не только приносил, но и сам любил получать новости из первых уст.
Возвращаясь из отпуска, а чаще всего это был санаторий, где подлечивал раны, приобретённые во время войны, рассказывал, как «воевал» с медсёстрами и врачами, которые наставляли его, что можно ему делать, а что нет. Илья Маркович мило, по-домашнему «бухтел»: «Как же мало двигаться, во что ж я превращусь тогда…». Очень добрый и внимательный, из каждой поездки привозил нам какие-то сувениры и был важен не их размер, а внимание… Обломок янтаря из Прибалтики храню до сих пор.
Владислав Андреевич Малышев был личностью разносторонней. В Отечественную вступил в 1943 году, едва достиг призывного возраста. После ускоренных шофёрских курсов колесил по фронтовым дорогам: боеприпасы, продовольствие, раненые… И жизнью рисковать приходилось не раз до самой Победы. Затем учился, работал на заводе синтетических продуктов инженером. И писал материалы не только о производстве. Немало публиковала газета его стихов и прозы. Он чутко и бережно относился к слову. Поэтому и был в числе тех, кто помогал молодым литераторам, входившим в литобъединение, возился с ними, проводил занятия, направлял в работе над их произведениями. Вместе с Иваном Яковлевичем Кравченко собирал и редактировал первый сборник литобъединения «Отзвуки». Остался в памяти строгим, принципиальным человеком, ценящим своё и чужое время.
Женета Гридасова
На фото из открытых источников