обсудили бюджет возможного за чашкой ароматного кофе в Торгово-промышленной палате Новочеркасска, собравшись в последних числах уходящего года за «круглым столом» представители СМИ и двух ветвей городской власти. Диалог власти с журналистами проходил в привычном формате реализации проекта «Кофе с газетой»
Очередная встреча и тема обсуждения была такова: «Бюджет города – это компромисс между желанием, необходимостью и возможностями? Или….»
Каковы возможности бюджета 2019 года в сравнении с уходящим 2018-м? Каково соотношения возможного и необходимого? – эти вопросы были острыми при обсуждении за «круглым столом» жизнеобеспечения города в новом 2019 году.
Константин Хмельницкий, заместитель главы Администрации Новочеркасска, курирующий финансовые вопросы: ри любом формировании бюджета, всегда остро становится проблема дефицита денег, «финансовые дыры» становятся прозрачными и возникает ясность : насколько городской бюджет может «потянуть» или «не потянуть» задачу или ему потребуется помощь вышестоящего бюджета.
При формировании бюджета, главные распорядители бюджетных средств делают свои заявки. Наши желания превысили возможности в 2 раза – рассказал заместитель главы администрации города …продолжив, что после получения заявок при формировании главного финансового документа, шла кропотливая работа по определению приоритетов.
Формирование бюджета возможно только при конструктивном взаимодействии двух ветвей власти и ограниченностью бюджетных средств в связи с существующей бюджетной системой – отмечают участники дискуссии.
Константин Хмельницкий отметил, что Новочеркасск наращивает объемы по доходным источникам, ведь только за 11 месяцев 2018 года город перечислил в бюджеты высших уровней около 8 миллиардов рублей. Разумеется, централизация бюджетной системы имеет ряд плюсов: город не может самостоятельно обеспечить всю финансовую составляющую расходной части – требуется поддержка бюджетов высших уровней.
И в новом бюджете, по словам Константина Хмельницкого, администрацией города совместно с депутатским корпусом найдена та золотая бюджетная середина, которая обеспечит городу развитие.
Достигнуты прорывные моменты, такие как включение в бюджет города разработку проектно-сметной документации на БСМП в мкр.Восточный, а это магистральный объект, в котором заинтересован весь город.
В бюджете выделены средства на ПСД четырех детских садов. «Мы начинаем строительство школы в мкр.Восточном. И во всех этих направлениях обеспечено областное софинансирование. Обеспечение инфраструктуры для всех этих объектов, разумеется подтверждает утверждение о том, что принятый бюджет – это бюджет развития», — отмечает Константин Хмельницкий.
Если несколько приземлиться и перейти к ежедневным делам – как планируется уборка улиц города? Есть ли кратность их уборки?
Константин Хмельницкий: На 2019 год предусмотрен бюджет Департамента ЖКХ и благоустройства более, чем был в прошедшем 2018 году со всеми дополнениями в течение всего года. Большая часть средств предусмотрена именно на благоустройство.
Отдельно обсуждался, при формировании бюджета, вопрос опиловки деревьев, озеленения города, изготовления новых контейнерных площадок и их текущего содержания.
Юрий Лысенко, предсндатель городской Думы- глава города Новочеркасска: да, проблем, требующих решения в городе много и именно через призму этих проблем и рассматривались направления финансирования при формировании городского бюджета. В принципе бюджет, конечно, не достаточен, чтобы обеспечить все заявки распорядителей бюджетных средств по всем направлениям. И это именно в связи с той бюджетной системой, которая у нас в стране существует – не малую часть дохода город отдает в бюджеты иных уровней. Однако, эта система сложилась для того, чтобы была возможность обеспечить первоочередные расходы муниципалитетов. Мотив направления доходной части города в бюджеты высших уровней очевиден – это позволяет направлять финансирование на гарантированную выплату заработной платы учреждениям образования, здравоохранения, культуры. С одной стороны такая бюджетная обеспеченность придает стабильности – с другой – некий перекос. Например, в Ростовской области два города имеют развитую и стабильно работающую промышленность – это Новочеркасск и Волгодонск, где есть мощные промышленные предприятия. Но на бюджете города устойчивая работа промышленных предприятий не отражается – налоги идут в бюджеты иных уровней. В городе остается земельный налог, часть НДФЛ и налоги, которые напрямую не связаны с итогами деятельности предприятий.
Сегодня уровень обеспеченности на одного жителя среди крупных городов донского региона в Новочеркасске самый низкий – такую аналитическую записку муниципалитет направил в Законодательное Собрание Ростовской области, в расчете на финансовую поддержку области. Уровень обеспеченности на одного жителя Новочеркасска не только в разы ниже Ростова, но и ниже Волгодонска, Таганрога…
Юрий Лысенко отметил, что главное, что хотят видеть жители города – это чистота улиц и дворов, ремонт дорог, благоустройство территорий.
Если говорить об уборке, то в наступившем году МБУ Новочеркасская служба эксплуатации, в ведении которой находится уборка наших улиц, решила изменить формат работы, уйти от заключения договоров субподряда на уборку улиц, а ввести в штат МБУ уборщиков и закрепить их за конкретными территориями. Это должно привести к более качественной уборке улиц, поскольку контроль работой, выполняемой штатным сотрудником, регулярно получающим зарплату, проще и прозрачнее, нежели за длинной цепочкой субподрядных организаций.
ГорДума планомерно занимается децентрализацией расходов в части благоустройства, т.е. те деньги, которые есть в городском бюджете приближаются к каждому двору.
Бюджет Департамента ЖКХ на асфальтирование, опиловку деревьев и иные благоустроительные работы разделены равномерно по всем 25-ти округам – поясняет спикер горДумы.
Результат прошедшего года в части асфальтирования внутриквартальных дорог и пешеходных дорожек показал себя положительно, значит, реестр работ по такому алгоритму может быть даже расширен. На 2019 год каждый депутат может заявить о необходимости асфальтирования 500 кв.метров внутриквартальных дорог. Если эта программа продолжится еще 3-4 года, все критические проблемы этого плана на округах юудут закрыты – считает Юрий Лысенко.
Помимо асфальтирования приоритетным направлением выбрано озеленение – в 1,8 раза больше средств на это направление выделено в наступившем году. Содержание ливневой канализации, опиловка деревьев, защита от агрессивных безнадзорных животных – расходы также увеличены. Последний вопрос очень сложен и возможность решения видится в создании межмуниципальных питомников – этот вопрос должен решаться на уровне областного законодательства.
Юрий Лысенко сообщил еще об одной возможности – принято решение в 2019 году муниципалитетам направить дополнительное финансирование на решение «малых дел». Об этом сообщил председатель Законодательного Собрания РО Александр Ищенко. Это областная программа о процедуре исполнения которой будет сообщено дополнительно. Резонно, если эти «малые дела» активно подхватят созданные в городе ТОСы.
Добавляется финансирование на инвентаризацию кладбища, покупку коммунальной техники, однако, мало деньги получить, акцентирует Юрий Лысенко. Полученные деньги нужно и освоить. Эту долгую историю неосвоения средств Новочеркасск наблюдал и по ремонту гинекологии, ситуация нынешнего года — по капремонту школы №11, ремонту трамвайных путей…Пора делать выводы, а не наблюдать за повторяющимися эпизодами.
Если говорить о социальном направлении, то по словам председателя горДумы-главы города – предусмотрены дополнительные средства на питание в детских садах и школах, добавлены деньги на процедуры противопожарной безопасности в учреждениях образования, сохранение на уровне минувшего года затрат на текущий ремонт учреждений образования, добавлено финансирование учреждениям здравоохранения на решение важных проблем.
Константин Хмельницкий напомнил о важной составляющей – муниципальный долг сократился более, чем на 13%. В продолжение этой важной темы Юрий Лысенко отметил, что город занят решением вопроса о замещении коммерческого кредита бюджетным.
Как планируется поддержка малого и среднего бизнеса?
Константин Хмельницкий: поддержка малого бизнеса в некоторые годы была прямым финансированием для возмещения затрат при старте. Сегодня таковой программы на уровне города нет. Эта программа не зарекомендовала себя положительно и финансирование не осваивалось в полном объеме.
Было направление в части консультаций МСП, но пока и это направление не предусмотрено.
Юрий Лысенко: Сегодня нужно активнее работать с нашими представителями МСП в части закупок для нужд муниципалитета.
Завершая год детского спорта с какими спортивными планами мы входим в новый год?
Елена Зленко, заместитель председателя Общественной палаты Ростовской области: Развитие спорта связано с национальными проектами. Планируется упор на то, чтобы в каждом дворе была спортивная площадка. Разумеется, это не полностью ложится финансовым бременем на город – это и субсидирование строительства спортивных площадок из областных бюджетов.
Дополнил тему Юрий Лысенко, заверив, что учреждения спорта, в том числе и Спортивная школа №2, стоит в плане ремонта, что экономический эффект должна дать реорганизация спортивных учреждений, но о реорганизации подробнее будем говорить, когда она фактически произойдет.
Разговор получился, как и всегда у нас за чашкой кофе, интересный, открытый, важный…. Можно сказать, что рациональные зерна городского бюджета в кофейной гуще мы увидели и с удовольствием сообщаем эту позитивную информацию читателям.
Все же, «есть вещи, которые стоят того, чтобы им хранили верность. Например, кофе», — полностью согласны мы с Голсуорси. Думаю, с нами соглашаются и гости нашего проекта «Кофе с газетой»
Ирина Васильева
фото Никиты Чурсина