Сегодня:

В рамках реализации проекта «Деловая среда с «Деловым Новочеркасском»» в Новочеркасской ТПП 31 октября  за «круглым столом» обсудили вопрос «Государственно-частного партнерства как механизма инновационного развития жилищно-коммунального комплекса»

 

Участники дискуссии – депутат Государственной Думы РФ Алексей Кобилев, глава города – председатель горДумы Юрий Лысенко, вице-президент ТПП Ростовской области Сергей Шнейдер, президент ТПП Новочеркасска Марина Носкова, заместитель главы Администрации города Лариса Конюшинская, представители ресурсоснабжающих предприятий, представители МСП.

 

Алексей Кобилев

Разговор получился весьма конструктивный. Как проблемы, так и предложения алгоритма инновационного внедрения ГЧП, поступали от бизнес-сообщества и ТПП города и региона.

«К сожалению, пока отсутствует единое понимание механизмов реализации ГЧП-проектов. Это характерно как для региональных предпринимателей, так и для органов власти. Понятно, что организация проекта ГЧП – процесс подготовки и проведения публичной процедуры для выбора частного партнера и заключения с ним контракта, определяющего деятельность, права и обязанности сторон по достижению целей проекта ГЧП, – это трудоемкая задача, связанная с необходимостью оформить отношения между администрацией и бизнесом», — отметил Алексей Кобилев.

Юрий Лысенко

«Государственно-частное или муниципально-частное партнерство сегодня для нас очень важная тема, поскольку бюджет города – резко дефицитный и привлечение инвестиций – задача архиважная. Но «согласие есть непротивление двух сторон», и движение должно быть не только со стороны муниципалитета, но и со стороны инвестора. И МЧП – не самоцель, а способ привлечения инвестиций, которые будут давать результат, который увидят жители нашего города», — говорит Юрий Лысенко, добавляя, что со стороны ОМС необходимо минимизировать проблемы, которые могут возникнуть с внедрением муниципально-частного партнерства.

Ключевым преимуществом сферы ЖКХ является то, что это всегда востребованный  бизнес. А перед частным бизнесом стоит задача по усовершенствованию технологичности процесса, в том числе посредством модернизации коммунальной инфраструктуры, за счет которого качество коммунальных услуг для конечных потребителей будет повышаться при неизменной стоимости.

Тем не менее, если рассматривать город Новочеркасск,  за два десятилетия российских реформ в сфере ЖКХ не было проведено никаких существенных преобразований, которые бы способствовали выводу этой отрасли из кризиса. Так, до сих пор для значительного большинства жителей те коммунальные услуги, которые предоставляются населению, отличаются низким качеством. 

Сергей Шнейдер заявляет, что городу необходим план комплексного развития и, в том числе, техническое обследование и схема водоснабжения и водоотведения. Только документально обследованные ресурсоснабжающие предприятия могут стать «товаром» для инвестора. В областной структуре 2030 Новочеркасск обозначен территорией опережающего развития. И, чтобы двигаться вперед, финансирование на разработку схемы водоснабжения и водоотведения необходимо закладывать в бюджет 2019 года.

Марина Носкова

Юрий Лысенко отмечает, что составными частями городской стратегии 2030 должны быть стратегии развития предприятий ЖКХ-комплекса.

Что может и что должен делать город, в чем может быть помощь законодателя? – эти острые вопросы обозначил за «круглым столом» депутат ГД Алексей Кобилев, продолжая:  «Концессия – это работа над улучшением муниципального имущества…надо сделать так, чтобы людям было интересно работать вместе с муниципальным образованием Нужно на федеральном, муниципальном уровнях принимать такие решения, чтобы было однозначно понятно, что частный инвестор защищен. Этот вопрос волнует и  меня как депутата, и любого бизнесмена, которого мы хотели бы привлечь в качестве партнера

Самое первое МЧП мне приходилось создавать в 1992 году в Новочеркасске. Это были договоры аренды с инвестиционными вложениями арендатора в имущество. За счет арендной платы мы получали ремонт муниципальных помещений. Законодательная база в то время позволяла это. Сегодня это делать уже нельзя.

Лариса Конюшинская

Что нужно делать сегодня? Есть ли деньги, заложенные в городском и областном бюджетах на реализацию МЧП или ГЧП? Если есть – то сколько.

Есть ли в планах социально-экономического развития города развитие  МЧП? – Нет. В таком случае, мы можем долго обсуждать движение вперед.

Закон Ростовской области есть, федеральный – есть. Почему городское сообщество не предусматривает это в своих планах развития? Как можно привлечь бизнес, если финансирование механизмов привлечения такового не закладывается в реализацию городской экономической программы?

Проблема в том, что городские чиновники боятся организовывать ГЧП или МЧП, боятся параллелей между коррупционной схемой получения денег и МЧП. Чтобы таких параллелей не было, делать это нужно публично, выписать городской норматив по этому вопросу, опираясь на законодательную базу. Нормотворчество должно прописать необходимые действия, не позволяющие незаконное обогащение путем создания МЧП. Защитить чиновников и публичностью конкурсных процедур – это те меры, которые нужно принимать сейчас. То, что вопрос актуален – бесспорно, то, что вопрос поддерживается на федеральном уровне – тоже понятно.

Но нужно найти взвешенное решение, защищающее как интересы бизнеса, так и интересы власти»,- говорит депутат.

Елена Зленко

Лариса Конюшинская: «В Новочеркасске два крупных ресурсника находятся в состоянии банкротства. Это МУПы «Горводоканал» и «Тепловые сети». До завершения банкротства мы никаких действий в части МЧП совершать не можем. Безусловно, над нормативными документами мы готовы работать».

Юрий Лысенко: «Концессия нашего полигона – примет МЧП в Новочеркасске. Насколько он удачен?  Какие гарантии должны быть бизнесу от муниципалитета при создании партнерств? МЧП ведь  не самоцель, а способ привлечения инвестиций».

Напомним, что концессионное соглашение между ООО «Экоград» и КУМИ Новочеркасска было заключено ещё в 2011 году, а земельный участок под полигон ТБО был поделён на части — карты. Первые две карты тогда были построены, но участок в аренду под строительство новой части полигона вовремя не был предоставлен.

Валерий Кишкин

И в данном случае не защищенным оказался не только бизнес, но и граждане, которые стали испытывать мусорный коллапс в городе. К сожалению, пояснить, в каком состоянии сегодня находится разработка новой карты полигона, мог бы представитель концессионера, однако «Экоград» не посчитал нужным принять участие в обсуждении темы ГЧП и их концессионного соглашения.

В результативной части обсуждения участники согласились с необходимостью создания городской нормативной базы МЧП и бюджетного финансирования на проект комплексного развития и, в том числе, техническое обследование и схемы водоснабжения и водоотведения.

«Если нужны дополнительные документы для развития города от области, от федерации  – я готов поддержать эту инициативу», — сообщил Алексей Кобилев.

Ирина Васильева

фото Никиты Чурсина