Сегодня:

Что такое талант? Как его выявить? Почему именно сегодня государство должно поддерживать талантливых детей? Чего мы от них ждем? В Сочи работает Всероссийский центр по работе с одаренными детьми. Сегодня у «Сириуса» уже более 18 тысяч выпускников. Что надо сделать, чтобы попасть в «Сириус»? Победить в олимпиаде, учиться на одни пятерки, подготовить в школе блестящий научный проект?

Талантливые дети всегда вызывают гордость. Однако есть ещё дети, почти все время которых отдано для развития себя, дети, которым любое дело дается удивительно просто. Это наполняет их жизнь разнообразными знаниями и занятиями, и делает ребенка умнее с каждым днем. Про одного такого мальчика, его деятельность и жизнь решил рассказать своим читателям ДН  

Григорий Софийский

Григорий Софийский учится в школе №19, ему 12 лет, он талантливый и многогранный мальчик с массой интересов и минимумом свободного времени. Речь его взвешена и точна, что позволяет судить о высоком уровне развития ребёнка.

Одним из увлечений Гриши является изучение французского языка с частным преподавателем. Недавно он приступил к переводу стихотворений с французского на русский, что открыло в нём талант к удивительно точным переводам французских поэтов. По его словам, получилось это у него случайно: «Читал стихотворение русского поэта К.Д. Бальмонта и решил перевести его на французский язык, в итоге перевод удался. Показал учительнице, она похвалила и предложила несколько других стихотворений для перевода, но уже с французского на русский. Я их перевёл. Вскоре мы стали изучать басни на французском, и попалась басня Жана де Лафонтена «Сверчок и муравей». Она меня не особенно тогда заинтересовала, мы с учительницей её перевели, я её выучил, а потом вдруг, читая про себя эту басню, внезапно обнаружил, как в голове рождаются русские строки». В конце концов, басню он перевёл полностью, а затем отредактировал, чтобы звучало лучше.

Переведённых стихотворений с французского на русский у него пока не очень много, всего три. Иногда ещё в школе он переводит стихотворения с английского языка.

Помимо переводов стихотворений, Гриша пытается заниматься писательской деятельностью. Он пишет стихотворения, а также рассказы и повести на родном языке. Проза его ближе к жанру фэнтези, темы разнообразны. Один раз была, как он это сам называет, фэнтези-сказка, в другой раз фэнтези-детектив. Фэнтези-детектив он сейчас заканчивает: «Я думаю, он получится достаточно удачным в отличие от прошлых моих опытов». Гриша нигде не публикует свои работы, но это пока он их не доработает.

Своё первое стихотворение Гриша сочинил в пять лет. Потом была попытка написать рассказы, которые он назвал «Дорога старых коней». «Конечно, они были достаточно наивны, — с улыбкой говорит Гриша, — это была история о девочке Наташе, игравшей роль детектива в моём придуманном мире. И я написал целых пять рассказов про неё. Однако они больше похожи на сказку».

У юного писателя есть лучший друг Миша Рождов, которому он читает свои произведения. В прошлом году, когда автору было 11 лет, он сочинил рассказ под названием «Облачный город»: «Моему другу очень понравилось, он ждал продолжения, которое я потом написал. Но в этом году я всё перечитал и понял, что там ещё нужно многое редактировать». Однако, без сомнения, первым из слушателей чаще всего является мама. Но есть и произведение, которое Григорий не хочет пока никому показывать: «Ну да, есть такое, — говорит Гриша, — это как раз-таки тот фэнтези-детектив, который я сейчас дописываю. Остались лишь последние главы. Мне кажется, этот рассказ достаточно увлекательный. Это тоже мной придуманный мир XIX века, мир без современных технологий».

К писательскому процессу у Гриши выработался уже свой подход: «После прочтения какой-либо книги ко мне приходит вдохновение, и я понимаю, что хочется именно писать, не читать, не делать что-либо другое, а именно писать. Записываю какие-то отрывки, и начинается у меня всё всегда будто с середины.

Меня немного угнетает белый лист бумаги, что порой мешает, и часто в такие моменты я возвращаюсь к своим прошлым недописанным произведениям».

Учительница русского языка и литературы Любовь Анатольевна Шурышкина знает о Гришиных занятиях и очень поддерживает его в этом, однако советует совершенствоваться и дорабатывать написанное.

Гриша очень много читает. Из любимых авторов он выделяет нескольких современных зарубежных писателей в жанре фэнтези: Сэйдж Блэквуд, Михаэль Энде и Диана Уинн Джонс. Из российских современных авторов ему нравится Виктория Ледерман, а также Кир Булычёв.

В русской поэзии для него на первом месте Пушкин и Лермонтов. «Но когда мне вообще читать ничего не хочется, но есть желание читать, беру книжку Генриха Сапгира и перечитываю его стихи».

Если вдруг муза настигает его посреди урока, то Гриша запоминает и выжидает момент, чтобы написать придуманное. «Обычно вдохновение ко мне приходит, когда я чищу зубы, – смеётся Гриша, – после этого нужно ложиться спать, и я не могу в этот момент писать. Поэтому я запоминаю, а записываю потом».

Гриша круглый отличник. Он обожает учиться и познавать что-то новое. Несмотря на творческую сторону его личности, при которой зачастую человека тянет больше к гуманитарным наукам, тяга к наукам точным и естественным находится у мальчика на том же уровне. «Бывает, у меня мгновенно возникает стихотворение прямо по теме урока и учитель, если есть время, даёт мне разрешение его прочитать. Например, на истории, когда мы проходили древнегреческих муз, «сочинилось» стихотворение о музах, и мне разрешили его прочитать на следующем уроке».

В школе Гриша издаёт стенгазету. Хотя, по его словам, из-за учебной нагрузки выпускать её удается не очень регулярно. «Стенгазетой я занимаюсь с другом Мишей, и, возможно, в новом учебном году нам выделят для неё специальное место на первом этаже. А пока она висит около нашего класса на четвёртом».

Дома же мальчик вместе со своей любимой сестрой Аллой старается к каждому празднику подготовить небольшой концерт.

Конкретных планов на будущее у Григория в настоящее время нет, однако есть цель: «Вообще, я хочу стать Президентом России, — с хитрой улыбкой произносит мальчик. — Я посчитал, когда мне будет 35, и я получу право выдвигать свою кандидатуру на пост Президента, большинству нынешних политиков будет около 90-100 лет». Начать Гриша мечтает с поста президента школы и дальше нарабатывать опыт. У мальчика есть конкретные желания по изменению некоторых школьных условий. Например,чтобы в школе появилась мастерская с инструментами для предмета технологии, продолжить озеленение дворовой территории школы, восстановить спортивный инвентарь вроде брусьев и рукоходов, и прочее, а также осуществить связь школы с детскими кружками. Ещё Гриша хочет приложить усилия, чтобы сдружить школьный коллектив.

Помимо вышеперечисленных занятий, Гриша со второго класса занимается в кружке ракетомоделирования в МБОУ ДОД ЦДТТ № 1. Со своим педагогом Юрием Александровичем Митрофановым мальчик участвует в городских и областных конкурсах и занимает призовые места. Также иногда он занимается моделированием своей видеоигры в программе Scratch.

Так нам удалось познакомиться с обычным мальчиком, который способен поразить каждого своей разносторонностью. Пока что Грише 12, а в будущем скорей всего он познакомится с новыми знаниями, которые также смогут его увлечь и раскрыть в нём очередной талант.

Напомним, что в образовательном центре «Сириус» три направления — наука, спорт и искусство. Что их объединяет? Каждое направление открывает программы для других ребят. Здесь математики встают на коньки, спортсмены делают большие успехи в создании 3d-моделей, два раза в неделю все желающие могут посетить открытый мастер-класс по живописи. И все вместе ходят на концерты классической музыки, балет, выступления фигуристов и хоккейные матчи. Но есть еще и программа, своеобразный интегратор — литературное творчество. К ней все проявляют огромный интерес. И это не удивляет. Ведь слово объединяет и ученого, и художника, и спортсмена. Мы не сможем развивать науку и технологии, не обсуждая их эффект и последствия. И тут на первый план выходит межпредметная коммуникация.

Евгений Поздняков, фото автора