Сегодня:

Ольга Васильева: У ТПП РФ и Министерства образования и науки есть много точек соприкосновения в развитии образования в России

В ТПП РФ прошел первый в этом году деловой завтрак в рамках цикла «Встречи на Ильинке». Гостем на этот раз была министр образования и науки РФ Ольга Васильева

Тема образования весьма актуальна для бизнеса, сказал во вступительном слове  Президент ТПП РФ Сергей Катырин. Работодателям нужны образованные, квалифицированные кадры рабочих и управленцев. Палата активно участвует в решении этих вопросов,  работает Комитет по содействию профессиональному и бизнес-образованию (соответствующие комитеты есть и в территориальных ТПП), при Палате создан свой институт – Международный институт менеджмента объединений предпринимателей, занимающийся дополнительным профессиональным образованием, работает Совет по профессиональным квалификациям. По мнению Сергея Катырина, следует вести речь о более тесном сотрудничестве с Министерством образования и науки, которое, безусловно, будет полезно для всех.Васильева-ТПП

Далее выступила министр образования и науки РФ Ольга Васильева. Она рассказала о деятельности министерства, состоянии образования в стране, о планах и перспективах его развития. В частности, она отметила, что системой образования сегодня охвачено 30 млн человек. Важнейшее место занимает школа, которая дает базу для дальнейшего образования.

Образование в школе – это обучение и воспитание, причем воспитание  стоит на первом  месте, поскольку речь идет о формировании человека и гражданина. Наше образование, прежде всего предметное образование, славится и сегодня в мире своим качеством. Министр привела такой пример: в ЕС лучшей по образованию считается Финляндия, которая, будучи когда-то в составе российской империи, применяла российскую систему образования и оставила ее, став самостоятельной. Да, в стране были эксперименты, но их результат оказался весьма сомнительным, и страна снова вернулась к предыдущей системе образования, в основе которой лежит российская система.

Для формирования будущего специалиста важна личностная основа человека вне зависимости от того, будет ли он филологом или математиком, физиком, инженером.

Образование несет педагог, и пришло время вернуть былой авторитет этой должности, этому званию. Надо улучшить подготовку, сделать упор на практические занятия, тщательнее готовить  именно «предметников».

Следует навести порядок с учебниками. Их по разным предметам сегодня 1276. Это слишком много. Учебники должны быть качественными и давать одинаковую трактовку предмета.

В вузовском образовании сегодня решаются три проблемы: доступность, практичность, качество. В этом году будет беспрецедентное количество бюджетных мест, причем 46 процентов из них отдано инженерным специальностям, как того требует экономика.

В этом году запускается целевой прием для всех вузов. По окончании выпускник должен будет отработать не менее трех лет на предприятии.

В регионах создаются опорные вузы. Сегодня их 21. В текущем году количество должно возрасти почти в 2 раза. Создаются университетские центры инновационного технологического развития. К 2018 году их должно быть 40, а к 2025 – 100.

В среднем профессиональном образовании наблюдаются определенные положительные перемены, хотя, безусловно, ситуация с материально-технической базой во многих случаях еще не решена.

IMG_1175

Проводится большая работа по переработке образовательных стандартов, созданию межрегиональных центров компетенций.

В целом же, как отметила министр, по многим вопросам взаимодействие с бизнесом развивается достаточно успешно.

Ольга Васильева ответила на многочисленные вопросы участвующих в деловом завтраке бизнесменов, представителей комитетов ТПП РФ, территориальных палат.

Председатель Комитета ТПП РФ по содействию профессиональному и бизнес-образованию  Виктор Гришин затронул вопрос формирования руководителей малых и средних предприятий и включение с этой целью в программу курса «предпринимательское дело».

Президент Волгоградской ТПП Александр Белицкий озвучил вопросы, связанные с организацией практики выпускников вузов на предприятиях города.

Ректор Международного института менеджмента объединений предпринимателей Анна Палагина подняла вопрос возможности включения в образовательные программы СПО и ВО предмета финансовая грамотность и предпринимательская деятельность.

Евгений Богомольный, заведующий кафедрой управления недвижимостью, проблем землепользования и ЖКХ Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, обратил внимание министра на проблемы подготовки кадров для ЖКХ, расширения бюджетных мест для приема в высших образовательных учреждениях.

Вопросы целевого приема и распределения в высших учебных заведениях были подняты президентом Московской ТПП Владимиром Платоновым.

Президент российского союза выставок и ярмарок Сергей Алексеев затронул вопросы разработки и внедрения стандартов подготовки специалистов по выставочно-ярмарочной деятельности.

Председатель Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности Анатолий Выборный предложил внести в программы обучения в школах и вузах вопросы антикоррупционного образования.

Вопросы дуального образования и проведения эксперимента по обучению шахматам в общеобразовательных школах были озвучены депутатом ГД РФ Алексеем Кобилевым.

Алексей Кобилев

Алексей Кобилев

Дуальная форма профессионального образования в России получила свое начало еще в СССР. Однако в период с 1995 до 2000 годов данное образование было почти полностью забыто.

В данный момент Министерством образования и науки России проводится активная работа, в том числе в сфере законотворчества, по возрождению системы «дуального обучения»  на основе совмещения практического и теоретического обучения.

Например, в настоящее время в Государственную Думу внесен проект федерального закона № 19750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (в части создания и деятельности базовых подразделений образовательных организаций)».

Законопроектом предлагается предусмотреть возможность создания базовых подразделений образовательных организаций на предприятиях.

Указанный проект лишь частично регулирует вопросы дуального обучения и образования, а значит и проблему подготовки «кадров под ключ» для промышленности России.

Планируется ли разработка отдельного базового закона в этой области образовательной деятельности, или Министерство образования и науки видит иные способы урегулирования?

 

К сожалению, в настоящее время профессиональное образование оторвано от работодателя. В большинстве случаев производственная практика студентов на предприятиях является формальной, необходимые навыки в полном объеме не осваиваются.

Это обусловлено, с одной стороны, нехваткой грамотных педагогов-наставников производственного обучения. А с другой, несовершенством материально-технической базы: в большинстве профессиональных образовательных организаций страны оборудование не соответствует передовым технологиям и отсутствует возможность его оперативного обновления.

 

— Какие пути разрешения этой ситуации?

 «В настоящее время на развитие экономики Российской Федерации большое влияние оказывает отсутствие грамотных предпринимателей, владеющих современными технологиями построения и управления  бизнесом, особенно инновационного. Поэтому один из важных шагов на пути к инновационному укладу российской экономики – подготовка принципиально новых специалистов, имеющих комплексные знания в сфере предпринимательства. Такая подготовка должна начинаться со школьной скамьи.

Поэтому с целью формирования системы ранней профориентации, полагаю, следует постепенно вводить преподавание предпринимательства в школах в качестве пилотных проектов с постепенной трансформацией в общегосударственную систему начального предпринимательского образования», — сообщила Ольга Васильева.

 — Предполагается ли участие Минобрнауки России в реализации такого проекта, как стартового элемента «дуального обучения»?

 В ответ Ольга Васильева сказала, что данный вопрос интересен и актуален на сегодняшний день, и министерство готово поддерживать депутатский корпус, если депутаты выйдут с законодательной инициативой по внесению изменений в федеральный закон об образовании РФ

К вопросу о шахматах. Алексей Кобилев рассказал, что в части регионов Российской Федерации успешно и с высокой эффективностью реализуется пилотный проект обучения шахматам школьников начальных классов. Инициатива внедрения данного урока как часть обязательного начального школьного образования (или дополнительного школьного образования) поддержана правительствами и министерствами образования регионов (Ростовская обл., Московская обл., Псковская обл., Республика Калмыкия, Ханты-Мансийский автономный округ и т.д.). Например, в Ростовской области, где проект реализуется с 2012 года и не потребовал дополнительного финансового обеспечения за счет средств федерального бюджета, разработана методическая программа, 1118 школ ввели данный предмет как обязательный с 1 по 3 класс, проведена переквалификация преподавательского состава, а успеваемость учеников в точных науках повысилась в среднем на 25%.

Планируется ли распространение данного опыта на территории всей страны при поддержке Минобрнауки? И готово ли Министерство поддержать инициативу по разработке единого критерия методической программы по обучению и введению урока шахмат в начальной школе с учетом уже имеющегося положительного опыта в ряде регионов, в частности в Ростовской области?

На этот вопрос министр ответила, что согласно главе 10  Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, поэтому необходимость введения такого предмета  осуществляется по усмотрению самих школ. А в вопросе разработки единой методики преподавания такого предмета министерство готово к сотрудничеству и обсуждению.

Подводя итог встречи, Сергей Катырин отметил большое количество предложений, прозвучавших в ходе делового завтрака, и выразил уверенность в том, что многие инициативы можно успешно продвигать совместными усилиями.