Сегодня: 26 ноября 6786, Среда

Стратегические действия по интеграции науки и образования

13 декабря Комитет Государственной Думы по образованию и науке проводил «круглый стол» по теме «Подготовка научно-педагогических кадров: проблемы и пути совершенствования». Обсуждалась существующая  проблема в определении необходимого количества научно-педагогических кадров, а также механизмы прогнозирования необходимой численности

Комментарии по обсуждаемой теме корреспонденту ДН дал депутат ГД Алексей Кобилев. «Особенностью науки в современном обществе является то, что она постепенно превратилась в особую сферу профессиональной деятельности, поэтому необходимо готовить современных исследователей к самореализации в этой сфере», — отметил депутат.img_3625

Послевузовское профессиональное образование, направленное на подготовку научно-педагогических и научных кадров высшей квалификации через аспирантуру, становится все более существенным фактором развития образовательной системы России, что порождает необходимость поиска оптимальных путей интеграции науки и образования для решения задач подготовки кадров высшей квалификации.

Уменьшение государственного заказа, а значит, и бюджетного финансирования подготовки специалистов высшей квалификации, наблюдаемое сегодня в вузах, и акцент на прием лиц, готовых полностью оплатить затраты на обучение, приводит к приходу в аспирантуру соискателей со скромными научными достижениями, но способных заработать деньги на оплату обучения.

Для повышения эффективности обучения в аспирантурах российских вузов как третьей ступени высшего профессионального образования целесообразно отделы аспирантуры в вузах, которые сегодня являются в большей степени координирующими и информирующими органами, выделить в отдельные факультеты или институты со всеми атрибутами научно-учебных подразделений. Такое организационное выделение аспирантуры в самостоятельную научно-учебную единицу позволит не только осуществлять контроль «на выходе», но и своевременно «мониторить» состояние научно-учебного процесса, обеспечивать его организационно-методическую поддержку, приглашать для чтения лекций и проведения консультаций ведущих ученых и координировать научные исследования в регионах.

«Участие вузов в научных исследованиях должно жестче учитываться при их государственной аккредитации и периодически проводимой аттестации, способствовать развитию инфраструктуры научно-исследовательской деятельности», — отметил Алексей Кобилев.