Сегодня:

В мемориальном Доме-музее М.Б. Грекова открылась выставка «Связанные одной целью». Гостей и участников мероприятия приветствовали начальник управления культуры и искусства Администрации города Елена Архипова, члены Союза художников России Лев Елисеев и Константин Сиденин, искусствовед Сергей Шабанов, заведующая мемориальным домом-музеем Вера Лиховидова. К ней мы и обратились с вопросами, попросив рассказать о новом проекте.1319

Корр.: — Вера Николаевна, май для музейщиков традиционно связан с именем Николая Васильевича Овечкина. И новая выставка  не стала исключением…

Лиховидова В.Н.: — Это — многолетняя традиция. Николай Васильевич  родился 4 мая 1929 года, а умер 9 июня 1993 года. Мы не забываем нашего земляка, но указанный промежуток времени всегда посвящаем ему и тому, что с ним связано. Раньше, когда ещё были живы многие из студийцев, художники старшего поколения, встречи проходили ежегодно, даже если по какой-то причине выставку не открывали.  Наше сообщество выходило на веранду, где когда-то со своими друзьями сиживал Митрофан Борисович, вспоминали  ситуации из жизни Николая Васильевича, общения с ним, делились новой информацией и мнениями… Увы, в прошлом году ушли Пётр Николаевич Толстых и Александр Александрович Редичкин, ещё раньше Борис Николаевич Краснянский, Василий Александрович Калачинский, Василий Пантелеевич Есаулов. На сегодняшний день овечкинцев представляет только Лев Викторович Елисеев.

Корр.: — Ваш проект называется  «Связанные одной целью». Поделитесь, пожалуйста, идеей его появления.

Лиховидова В.Н.: — В одной из своих статей Владимир Иванович Кулишов писал, что в Новочеркасске с конца ХIХ века сосредотачиваются не только уникальное собрание живописи, декоративно-прикладного искусства и донской старины, но профессиональные кадры, что создает предпосылки для развития художественной культуры. А музей —  звено, которое все направления этого процесса связывает воедино, аккумулирует энергию художников, их работ, хранит предметы и память о них. Мы ведь вспоминаем  не только Овечкина, Дубовского, Крылова, Грекова… Мы говорим и о наших городских художниках, которые непосредственно жили и творили в Новочеркасске в те времена или сегодня  — они ведь тоже продолжают традиции великих мастеров, черпая из их источников.

В фондах достаточно работ Овечкина: разноплановой живописи и графики. Мы уже оформляли выставки портретов, этюдов к диорамам, панорамам, раскрывали тему Великой Отечественной войны, рассказывали о заграничных путешествиях. Теперь же хотим показать не просто картины, а разноплановость художника, его сопричастность к Новочеркасску.

Детство и юность Николая Васильевича прошли в нашем городе, он и вернулся  сюда в 1961 году после Суриковского художественного института, хотя художнику такого таланта нужны были другие масштабы. Он возрождает работу взрослой студии, организует смотры художественного творчества. Потрясающая работоспособность, мощный живописный талант — все это привлекает к Овечкину увлечённых живописью людей, как профессионалов, так и любителей. И он их всех объединяет! Для того чтобы отправиться на пленэрные поездки, они зарабатывают средства, выполняя портреты передовиков производства, оформляя город. В 1964 году Николай Васильевич был принят в Студию военных художников и уехал в Москву. Но связь с ним не прерывалась, наш городской клуб художников  разновозрастной, и овечкинцы бок о бок все эти годы работали и работают до сих пор в нём.

В 60-е годы ХХ века многие отходят от классических основ живописи.  А Овечкин и его последователи остаются верными традициям русской школы живописи, на которых воспитаны, — реалистической, классической.

Корр.: — Словом, лучшее продолжение дела — это память?

Лиховидова В.Н.: —  Бесспорно. В двух залах разместились 35 работ  самого Николая Васильевича, его последователей — студийцев и лауреатов премии имени народного художника СССР Н.В. Овечкина. 21 полотно — из фондов музея истории донского казачества, остальные — частных коллекций.

В 1994 году благодаря Льву Викторовичу Елисееву, семья которого была дружна  с семьей Овечкина, город смог приобрести часть живописного наследия мастера. Лев Викторович вместе с заведующей нашим домом-музеем Татьяной Николаевной Бочаровой ездил в Москву к родным мастера. Николай Васильевич оставил свой глубокий след в культурной жизни казачьей столицы, почти 30 лет прослужил в студии, носящей имя М.Б. Грекова, нельзя было допустить, чтобы эта связующая ниточка оборвалась! Несмотря на те сложные в экономическом плане времена, Администрация города нашла средства, и приобретённая коллекция стала достоянием музея истории донского казачества.

В декабре 1994 года труды мастера доставили в город, одели в рамы, и уже через два месяца горожане увидели часть художественного наследия на выставке «Восславим славу ратную и вольницу былую». Она прошла в другом мемориальном комплексе — Крыловском, чьи выставочные площади позволили оформить масштабную экспозицию. Без помощи заведующей Дома-музея И.И. Крылова Елены Александровны Григоренко, директора музея Светланы Алексеевны Сединко,  многих других членов коллектива такую махину было осилить непросто в столь короткий срок. Но почётно.

Корр.: — В прессе тех лет было немало восторженных откликов…

Лиховидова В.Н.: —  Некоторые новочеркасцы впервые познакомились с полотнами  своего земляка и, делясь впечатлениями, говорили, что будто бы побывали в столичной галерее. Это был уже ас с характерным почерком! Его талант раскрылся с разных сторон. Другими глазами смотрели на работы Николая Васильевича и его ученики.

А чудеса продолжались! На этой же выставке было объявлено, что Администрация города устанавливает премию имени народного художника СССР Николая Васильевича Овечкина в трёх номинациях. И опять же вопреки непростой экономической ситуации. На следующий год были названы первые победители: Владимир Иванович Кулишов, Николай Андреевич Шехавцов и Пётр Николаевич Толстых. Правда, через пять лет, в 2000 году, новая Администрация отменила эту престижную для художников награду. И лишь в 2014 году традицию возобновили. Это заслуга, прежде всего, начальника управления культуры и искусства Администрации Елены Владимировны Архиповой, сумевшей доказать важность такого поощрения художников за их вклад в развитие культурного пространства казачьей столицы.

Поэтому на выставке представлены работы не только самого Овечкина, но и тех, кто вместе с ним шёл бок о бок, работал в студии, тех, кто получал премию его имени. Все они — продолжатели дела наших знаменитых мастеров донского края.

Владимир Никифорович Репников известен не только как заслуженный учитель школы России, прекрасный акварелист, но и краевед! Был знаком с Овечкиным. После ухода Владимира Ивановича Кулишова он собирал информацию о клубе, художниках, занимался архивами. В одной из своих статей писал, что художественные студии, а затем и выставки с подачи Николая Никаноровича Дубовского стали организовываться 125 лет назад — дата юбилейная. Правда, тогда в них участвовали только профессионалы. Самодеятельные художники в работе студии участвовали, но выставляться не могли. В 1902 году включился в художественный процесс Иван Иванович Крылов, открыв рисовальные классы. С 1920 года изомастерскую Митрофана Борисовича Грекова посещают и дети, и взрослые. С 1940-х годов вливаются в художественное русло политехники Николай Александрович Тусов и Владимир Иванович Болдырев, затем Григорий Васильевич Беда, Николай Васильевич Овечкин, Гордей Петрович Таранов вместе с Владимиром Ивановичем Кулишовым, организовавшие городской клуб художников.

На всем протяжении прошедшего времени художественная жизнь в городе не угасала, художники объединяли вокруг себя неординарных людей, которые имели возможность раскрыть себя, свои таланты.

Корр.: — Что посетитель увидит на выставке?

Лиховидова В.Н.: —  Прежде всего — фондовые работы, те, что живописцы передавали в музей истории донского казачества. Кроме полотен и эскизов Овечкина, в экспозиции представлены работы его учеников: студийцев  — Елисеева, Редичкина, Краснянского, с 1985 года выезжавших  с ним на пленэры — Плевакина и Шехавцова, создававших вместе с мэтром Плевенскую панораму Лемешева и Есаулова, лауреатов именной премии — Толстых и Кулишова, Канаева и Лазаренко, Глущенко и Сиденина, Родионовой и Сергиенко (Стригун), Максимовой и Сидельниковой… Имена, хорошо знакомые новочеркасцам.

Музей — связующее звено между прошлым и настоящим. Под одной крышей объединены работы наставника и его учеников. То, что мастер в своё время вложил в них, подарив свои знания и умения, они передали другому поколению. Как верно подметил председатель городского клуба художников Константин Сиденин, в культурном процессе очень важно рукопожатие, прикосновение друг к другу, любому искусству учит не интернет, а только учитель. Таким и стал для художников Николай  Васильевич Овечкин — личность гениальная на культурном пространстве нашего города.

 

Женета Гридасова.

Фото автора.