Сегодня: 29 января 7557, Вторник

В этом году кризис не коснулся только юбилейных дат. НЭВЗ отмечает свое 80-летие. Согревает мысль о том, что при убаюкивающем стуке колес, который доносится с железной дороги, любой состав тянет электровоз, сделанный в нашем городе. И находясь на краю нашей необъятной матушки России, где-нибудь на Дальнем Востоке, встречаешься невольно с нашим городом. Но как всегда шутит Галина Владимировна Горбатенко: «В этом году три главных юбилея: НЭВЗа, мой и королевы Англии Елизаветы II. Я самая младшая». Оптимизм и жизнерадостность этого человека вдохновит любого. 23 апреля в ДК НЭВЗа состоялось открытие 5-й персональной выставки Г.В. Горбатенко.12,4--Выставка-Горбатенко-4

С ДК НЭВЗа и самим заводом  у Галины Владимировны переплетена вся жизнь. Сюда в 1967 году она пришла школьницей в изостудию к Л.Д. Елисееву. Надо особо отметить, что на НЭВЗе была своя художественная студия для детей и взрослых. Какой-то период персональные и студийные выставки нэвзовцев не уступали по уровню городскому клубу художников.  С 1973 по 1978 год  Галина Владимировна работала художником-оформителем на заводе. Сейчас люди уже забыли, что такое плакатные перья и огромные киноафиши, написанные от руки. Местные озорники почему-то особо любили что-нибудь на афишах подрисовывать и резать их перочинным ножом.

Работая, Галина Владимировна училась на заочном отделении в университете им. Крупской по специальности «станковая живопись».  В год окончания университета поступила в Ростовское художественное училище им. Грекова на отделение графики. Это было не так просто: конкурс на живописное отделение составлял до десяти человек на место, на графику — чуть меньше. Работа художника тогда была популярнее и престижнее, чем сейчас работа юриста.

После окончания РХУ Галина Владимировна направляется по распределению в Центральный парк культуры имени М. Горького г. Ростова-на-Дону, в городской пресс-центр, с 1982 года работает там.  Десять лет ее жизнь была связана с Ростовом. В  издательском предприятии она занималась разработкой макетов-эскизов грамот, поздравительных адресов с золотым тиснением, памятных листов, альбомов для Ленинских комнат.

В 1992 году  —  возвращение в Новочеркасск, работа в заводских художественных мастерских. Параллельно Галина Владимировна возрождает  изостудию «Акварель» в ДК НЭВЗа, где преподает рисунок и живопись детям. С 1997-го по 2011 год  Горбатенко — главный художник заводского Дворца культуры. Все концерты и спектакли для детей и взрослых оформляются ею. Художник не только разрабатывает эскизы для сцены, но и сама воплощает их в жизнь, делая ежедневно техническую исполнительскую работу.

В конце девяностых Горбатенко возобновляет деятельность клуба художников поселка Соцгород «Мольберт», объединяя всех художников-любителей и профессионалов. А творческих людей объединить — ой как не просто. Сейчас в городе при клубе открыта  художественная студия для взрослых. Ведет занятия в ней Галина Владимировна.  Ее педагогические способности надо особо отметить. Ученики — дети поздравили своего учителя, на открытии 23 апреля 2016 года, «банановой кистью». Это  своеобразный  студийный ритуал еще с советского времени, когда бананы были дефицитом. Соблюдают его и по сей день.

Вспоминает одна из родительниц: «Мы с дочерью как-то гуляли по парку, и девочка схватила меня за руку и  говорит: «Мама, там художник, пойдем посмотрим. Галина Владимировна писала этюд с натуры».

Девочка настолько была очарована увиденным, что поступила учиться в студию. Сейчас эта уже взрослая девушка, не ставшая художником, в свободное от работы время пишет картины.

Взрослые ученики и дети очень тепло отзываются о художнике как об учителе.

Рассказывает Тамара Ивановна Александрова: «Если-бы мне кто-нибудь несколько лет назад сказал, что на склоне лет возьмусь за кисть и буду выставляться на городских выставках, я не поверила бы ему».

Галина Владимировна включила отдельным сектором на юбилейной выставке и работы своих учениц. У Тамары Ивановны получился морской пейзаж, он покоряет своим размером и смелостью. Прекрасные работы у Л.Н. Емельяновой, Л.В. Белашевой, М.Г.  Гречихиной,  Н.П. Косовой, К.Д. Скогоревой и многих других.

«Мольберт» активно сотрудничает с «Мишкинскими буграми». Дважды  художники вместе выезжали  на пленэр в станицу Раздорскую. Горбатенко признает только натуру. Все ее картины исполнены по эскизам и этюдам, выполненным на природе.

Сейчас, к сожалению, редко встречается преданность традициям старой школы. Своими любимыми художниками она считает В.А. Серова и К. Коровина (не случайно в Москве в этом году выставку Серова посетило рекордное количество россиян: народ устал от мыльных опер и постмедийной «жвачки»). Главными своими учителями —  преподавателей: И.И. Резниченко, Т.В. Теряева, В.И. Мамонтова.

Особенно удачны у автора натюрморты и постановки с цветами. Мне нравятся «Одуванчики» и «Полевые цветы». Интересны графические портреты.  Автор много экспериментирует с техниками живописи, используя пуантилизм (точечное письмо), изобретенное французским импрессионистом Сёра.  Осваивает  сложную технику, использует имприматуру или подтонировку. Постоянно экспериментирует.

ДК НЭВЗа устроил настоящий концерт в честь именинницы. Ведущая открытия выставки Карина Гарбузова исполнила несколько песен. Прекрасно пели эстрадные студийцы Зинаида Щанькина и Анна Вагина. Выступила с поздравительной речью, ослепляя присутствующих художников-мужчин своей внешностью и идеальными формами,  Ольга Николаевна Данцева.

 

Сергей Шабанов,

искусствовед.