Сегодня: 19 апреля 5988, Вторник

Версты, убегающие вдаль… Дрожки. Стопки книг повсюду. Фонари на столбах фонарных. Напор музыки. И звон колокольцев вдали…

В Новочеркасском театре драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской еще одна премьера. Камерный спектакль «Молитесь обо мне», поставленный на малой сцене  главным режиссером Ашотом Восканяном в собственной инсценировке по роману Д. Мережковского, был показан на православный праздник Благовещенья 7 апреля. Не думаю, что дата премьеры выбрана случайно. Спектакль решен как монологи о творчестве, жизни и религии Н.В. Гоголя. Такая жанровая форма обязывает зрителя быть интеллектуально подготовленным к встрече с темой и, как минимум, прочесть или освежить в памяти основные гоголевские произведения: пьесу «Ревизор», поэму «Мертвые души» и повесть «Записки сумасшедшего». Ведь рядом со своим творцом, в его воображении возникнут, оживая, главные его персонажи: «фитюлька» Хлестаков (актер А. Руденко), делец Чичиков (О. Хаустов) и бедняга — чиновник Поприщин (А. Барков).13-314

Гоголя играет Алексей Ситников. Режиссер не ставит артисту задачу быть внешне похожим на своего героя, хотя такой соблазн приклеить гоголевские усики и надеть соответствующий парик на прямой пробор с типично прилизанными на макушке и кудрявящимися на концах волосами. Да и жилетка на актере  какая-то уж слишком  сияющая золотистым колером, а то и пробивающая брусничной искрой, как выходной фрак его персонажа Павла Ивановича Чичикова. А всегда почему-то было принято считать, что Гоголь и в одежде был аскет, а не франт. Однако для режиссера и исполнителя  главное — донести и передать зрителю жизненное и творческое кредо удивительного автора. На наших глазах писатель постепенно убеждается, какова невероятная сила смеха, что не стоит ее тратить по-пустому. Борясь силой смеха с пошлостью, злом, душевным лихоимством — этими чертями современного ему общества, автор сталкивается с обвинениями в свой адрес, что он, Николай Васильевич, оказывается, не больше и не меньше, а насмехается над Россией, что «он — враг ее, и его бы надо в кандалы…».  Хулители и гонители  писателя — не только малообразованные сограждане его, но, что всего обиднее, коллеги по перу, мужи именитые, высоколобые и мудрые.

«Каково это — терпеть презрение презренных?», — задаемся мы  этим мучительным вопросом вместе с Николаем Васильевичем. Болеть сердцем за грустную свою Родину. И отвергать всем своим творчеством и жизнью постулат чичиковых: «Косой дорогой больше напрямик».  А ведь это явление и ныне сильно, живет себе и процветает.

Спектакль требует от зрителя работы  души и мысли. Не расслабиться, не отдохнуть. Тащит свой крест творчества, свой воз необъятный писатель — и срывается. Несется бричка под откос жизни — и первые ряды поневоле шарахаются — не задело бы. Но все выверено у постановщика, и образ срабатывает, и инерция движения рассчитана.

А рядом с непохожим на свой портрет Гоголем — Ситниковым, который уверенно освоился с ролью, убедителен, раскрепощен, постоянно присутствует еще один русский классик, который «наше все» — А.С. Пушкин. Гоголь говорит о нем непрестанно, восхищается им, упоминает его советы. Признается, что Александру Сергеевичу он обязан подаренными сюжетцами из российской жизни, из которых уже  перо его сделало литературные шедевры. Комедия «Ревизор» и «Мертвые души» — из их числа. И мнение Пушкина не скрывает о себе и своем творчестве. Поэт говорил в кругу своих знакомых: «С этим малороссом надо быть поаккуратнее. Он обдирает меня так…». Но в то же время после чтения Гоголем глав из «Мертвых душ» потрясенный Пушкин произносит: «Боже, как грустна наша Россия!»…

Судьба не баловала Гоголя. Струнил его царь Николай I. Обошла любовь к женщине — «в эту пропасть не заглянул», — говорит он  о себе. Мрачная действительность ковала его нелюдимый характер. Не спасала и религия. Вся жизнь писателя промелькнула перед сопереживающими ему зрителями. Осталась горечь, что человек, чьи произведения были наполнены искрящимся юмором, острой сатирой, меткими наблюдениями, горячей любовью к Отчизне, в грусти и безнадежности окончил дни свои вдали от нее. Ну кто еще мог так,  как он сказать нам: «Над кем смеетесь?  Над собой смеетесь!». И станет не до смеха.

Если есть у вас потребность отстраниться от повседневности, подняться над суетой — спектакль «Молитесь обо мне» — для вас.

 

Лариса Лиховидова.

Член союза журналистов России.

 

Фото автора.