Сегодня:

В Литературном музее Деда Щукаря в воскресенье, 4 апреля, вспоминали Игоря Мусатова, последнего романтика 20-го века.

Его друг журналист Юрий Минкин сделал об Игоре Христофоровиче замечательный фильм, в стиле и духе своего героя. Собравшиеся друзья и поклонники Игоря Мусатова многое вспомнили и поняли, посмотрев этот трогательный, пронзительный фильм-воспоминание, фильм-ностальгию. Игорь Мусатов снимал так, что мы чувствовали трагическую быстротечность жизни, любви, красоты… Печальный романтик.

Мы помним поэтический набросок Мусатова «Скульптор свечей», после которого любимое стихотворение Андрея Вознесенского засветилось новым волшебным светом, и кажется, что ничего более утонченного и прекрасного на эту вечную тему не было.

Игорь Мусатов умер 20 лет назад, оставив после себя богатое творческое наследие: стихи, фотографии, фильмы…У него был абсолютный слух. Очень любил стихи и артистично их читал, чужие и свои. Любил Новочеркасск, и всех нас научил его любить. Его произведения получались такими же красивыми и загадочными, как и он сам. Мечтал о салоне, где бы собирались новочеркасские поэты, музыканты, художники, горели свечи, звучала  музыка, пели под гитару, и некоторое время такое место у творческой интеллигенции было. Состоялась прекрасная выставка женских портретов. Его очень любили коллеги, в него были влюблены все женщины, даже юные девушки, но он вел себя очень корректно. В свое время женился на девушке из хорошей казачьей семьи. Вырастили двоих детей. Дочь Мусатова Марина, которая приехала на встречу прямо с поезда, говорила: «У него была внешность, стать, голос. Если бы он развивал свои таланты, стал бы артистом, музыкантом, поэтом. Прекрасно разбирался в архитектурном наследии Новочеркасска, еще и хорошо рисовал. У него было техническое образование, то, что называется «русская инженерная школа». И 55 патентов на изобретения. Он обогнал свое время. В квартире, где мы жили, все было электрифицировано и на кнопках».

В конце эпохи дефицита Игорь Христофорович сделал множество приспособлений к оборудованию для фото-, кино- и видеосъемки. Многие из них сохранил друг и коллега Николай Красников, он же их и продемонстрировал на встрече. Техническая мысль работала, наука потеряла изобретателя.

А век электроники наступил уже без него.

Среди «физиков» он был лириком. Мы его обожали как талантливого фотохудожника, кинооператора. Его документальные фильмы крутили в кинотеатрах города перед сеансами; было такое золотое время.

Красив, любим, талантлив, гармоничен. «Штучный товар». Больше таких не делают.

Внук Дима деда почти не застал, но помнит, как они с бабушкой разбирали его вещи в квартире, больше похожей на мастерскую, и Диме было «дико интересно» – он унаследовал фамильные технические способности. Кстати, Дима основал в Новочеркасске поэтический клуб, который собирается два раза в месяц в библиотеке имени Шолохова на улице Буденновской.

Марина Корвякова