В последнее воскресенье марта в концертном зале Атаманского дворца, со стен которого со своих портретов одобрительно взирали славные донские атаманы, замечательно отпраздновали 95 лет со дня рождения Арно Бабаджаняна — выступлением муниципального ансамбля народных инструментов «Донские узоры» Надежды Каплиной. И собравшиеся еще раз насладились музыкой, которую обожали наши дедушки и бабушки, наши родители, мы сами, и которую с изумлением каждый в свое время ее услышат наши дети.
Это классика советской эстрады. Все песни, что мы любим, оказывается, написал Арно Бабаджанян. «Королева красоты», «Черный кот», «Чертово колесо», «Воспоминание», «Позови меня», «Твои следы», «Не спеши», «Будь со мной» и еще многие, многие хиты. Его любимым исполнителем был Муслим Магомаев (и всей страны тоже). И оба обожаемых народом музыканта прожили всего чуть больше 60 лет.
А вот уже примерно семьдесят лет мы наслаждаемся песнями Бабаджаняна на стихи Роберта Рождественского, Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Андрея Дементьева, Александра Дербенева.
Арно Бабаджанян был долгожданным и очень желанным ребенком. Он родился в Ереване, в семье не музыкантов, отец его был математиком, но прекрасно играл на флейте. Музыкальные способности Арно проявились еще в раннем детстве. В детский сад, где воспитывался трехлетний Арно, пришел композитор, прослушал детей и посоветовал родителям и воспитателям Арно заняться с ним музыкой. Этим чадолюбивым композитором был Арам Хачатурян. В 7 лет Арно Бабаджанян написал свое первое произведение. Учился в классе для особо одаренных детей при Ереванской консерватории. Окончил Гнесинское училище, Ереванскую консерваторию, Московскую консерваторию. В 22 года был уже признан профессиональным сообществом композитором. Его очень не хотели отпускать из Армении в Москву. Он преподавал игру на фортепиано в Ереванской консерватории и сам был великолепным пианистом. Его академические произведения исполняли великие музыканты Гилельс, Рихтер, Ростропович.
Он прожил всего 62 года. Спешил, боялся не успеть, писал один шедевр за другим, некоторые даже терялись в море его замечательных шлягеров. Когда он сам садился за рояль и сам играл свои хиты, публика приходила в экстаз.
«Донские узоры» — это несколько прекрасных музыкантов, преимущественно юношей (домра, балалайка и баян), певец Дмитрий Середа, певица Анна Чернова и сама Надежда Каплина, все молодые, красивые и увлеченные. Каждому произведению, а ведь это лучшая эстрадная музыка 20-го века, слушатели внимали с замиранием сердца и подпевали всей душой. Музыканты и певцы были очень профессиональны, певец харизматичен, певица Анна Чернова, по голосу, — чистый ангел.
Музыка Бабаджаняна, песни, даже грустные, очень светлы и позитивны, и таким же пронзительным было исполнение.
А концерты «Донских узоров» интересно еще и наблюдать. Особенно Надежду Каплину, с ее эмоциональной манерой исполнения и абсолютно не меняющейся с годами внешностью. Она так же молода и хороша, как много лет назад, когда начинала играть в этом ансамбле у Александра Мартынова. «Донским Узорам» – 22 года. И спасибо артистам, которые усладили наш слух таким «кружевным» звучанием, такой уникальной «сыгранностью», и не только за это: «вернули «музыку, без музыки – тоска…» Вернули в концертный зал музыку гениального композитора.
Марина КОРВЯКОВА