ЛЮК С ВИДОМ НА ПЛАТОВА
Как ни горько это осознавать, но наша, некогда поражающая великолепием своего простора, размаха и мощной старинной каменной кладки площадь Ермака, на которой величественно красуется знаменитый Вознесенский кафедральный войсковой всеказачий собор, сегодня представляет собой жалчайшее зрелище. Обкусанная по краям идиотскими никчемными газонами, на которых летом торчат чахлые бархатцы вперемежку с сухой пыльной травой. Запятнанная позорными проплешинами старого, выщербленного и недавнего, лоснящегося новизной асфальта, который чередуется с просевшим волнами, преступно осовремененным каменным покрытием. Газончики подперты раскрашенными в грязно-канареечный цвет бордюрами, а иной уже и вывернут из своего гнезда местными молодцами, у которых не ко времени и не к месту раззуделось плечо – разыгралась рука. К тому же на краю площади, у одного из вывороченных бордюрных камней, напротив конного монумента Платову, коварно притаился открытый зев неведомого люка, куда попасть, заглядевшись на памятник Ермаку, «вихорь-атаману» или на саму махину собора, проще простого.
Интересно, на кого расставило свой капкан коммунальное(или водопроводное(?) хозяйство города? И какой гром должен грянуть, то бишь, какой чин в этот люк рухнуть, чтобы городские службы перекрестились? В прямом, ну, или в переносном – если угодно – смысле этого слова. А уж с какими впечатлениями покинут Новочеркасск гости казачьей столицы, словами и не передать.
ВЕРХОМ НА ЖЕНИХЕ, ИЛИ ПОДВЯЗКА НЕВЕСТЫ
Не сойти мне с этого места, если лгу, но пока я стояла у полуоткрытого люка, оценивая всю степень его опасности для прохожих, заехала на соборную площадь свадьба. Ну, подумаешь, эка невидаль: здесь свадебными кортежами по субботам никого не удивишь. Вышедшие из машины брачующиеся в сопровождении гостей по сложившейся многолетней традиции запечатлелись парочкой и группами у знаковых монументов столицы донского казачества. Казалось бы, все замечательно. Пора бы уж и к свадебному столу. Ан не тут-то было.
Неожиданно невеста, задрав средь бела дня посреди площади пышный подол белого платья и расставив ноги в безкаблучной обуви как для прыжка через «козла» в гимнастическом зале, взапрыгнула на спину пригнувшегося коренастого жениха. (Помнится, так оседлала беднягу Хому Брута старуха-ведьма в культовом советском фильме «Вий»). И вот под орущую из динамика легковушки песню «Бродяга я, женился я, друзья» … молодожен, подталкиваемый в бока пятками своей благоверной, закружил на полусогнутых по площади, выкидывая коленца. Гости бездумно приплясывали вокруг, позируя на камеру, а напористый оператор подбадривал всех поощрительными криками, умело руководя людьми, как пастух стадом. Похоже, именно он и был здесь главным.
Картина, скажем честно, была не то что несмешная или нелепая, действо на соборной площади было попросту непристойным. Близ святого для каждого новочеркасца места, в главный день своего свадебного торжества молодые, с виду адекватные люди, не одурманенные еще алкоголем, вели себя столь вопиюще. И никому из них даже в голову не пришло, что подобное поведение у окружающих вызывает лишь один вопрос – все ли в порядке у этих ребят с головой? И неужели этот процесс оглупления у молодого поколения необратим?
Грустно, господа, что в последнее время у нас внедряются и культивируются подобные пошлые и ничтожные псевдообряды, удешевляющие и обессмысливающие торжество бракосочетания, день обретения своей долгожданной единственной половинки.
Ведь получасом позже, уже в Платовском сквере еще одна развязная невеста, позируя для будущего семейного альбома, бесстыдно задирала свой свадебный наряд, демонстрируя дебелую ногу с пикантной подвязкой с синим бантиком много выше колена (такие уместны как раз в домах терпимости). А ее продрогший в одной рубашке жених, поеживаясь под холодным мартовским ветром, безропотно топтался рядом, держа в руках букет невесты (символ, так сказать, девичьей невинности) и дожидаясь окончания этой сомнительной фотосессии. Кого соблазняла таким манером молодая в день своего свадебного торжества? Так и хочется повторить классика, в отчаянии воскликнувшего: «О, времена! О, нравы!».
Лариса Лиховидова.
Фото автора.
P.S. А вот цветов к памятникам Ермаку и Платову нынешние женихи-невесты возлагают скудно. Экономят, видно. Чтоб на подвязки хватило.