Сегодня: 29 апреля 2830, Понедельник

Умный мэр города Новочеркасска Николай Иванович Присяжнюк всегда говорил: «Не знаешь, как делать – делай по закону». Очень актуально – и для чиновников, и для журналистов. По крайней мере, я, как обязывает меня закон о СМИ, буду тщательно проверять в этой истории факты. Да и просто быть объективной: услышать обе стороны.

14 марта 2016 года некто Бутыгин Борис Евгеньевич написал заявление о возбуждении уголовного дела по коррупции руководителю Следственного управления Следственного комитета России по Ростовской области. Мол,  муниципальное казенное учреждение «Управление по ГО и ЧС» заключило с фирмой «СКАТ» муниципальный контракт на выполнение работ «по предоставлению услуг, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий, эпидемий и чрезвычайных ситуаций прочих». Заявитель утверждал: при проведении упрощенного аукциона, заключении муниципального контракта, проведении работ, перечислении бюджетных денег, оформлении выполненных работ и т.п. «были похищены бюджетные денежные средства в размере 1 199 000 рублей». Речь шла о разборке аварийной трубы в переулке Силикатный, 13. К заявлению была приложена более чем весомая справка с анализом проведенного аукциона и другими юридическими выкладками.

Ну, например, в справке указывалось, что на аукцион было подано всего 2 заявки, причем одна – на сумму, существенно превышающую максимальную цену контракта – 1 300 000,00 руб., а другая (ООО фирма «СКАТ») — на сумму, в абсолютной точности совпадающую с максимальной ценой контракта – 1 199 112, 13 руб. По мнению автора заявления в следственные органы, этот факт свидетельствует о наличии сговора участников закупки: заказчика и обоих участников. Кроме того, утверждалось в справке, фирма «СКАТ» никогда ранее аналогичные строительные работы не совершала, не имеет необходимой специальной техники и квалифицированных рабочих. Она занимается производством металлоизделий, но не имеет допуска к производству работ по строительству (сносу) промышленных сооружений, выданного саморегулируемой организацией.

Все перечисленные работы по документам были выполнены и оплачены из средств городского бюджета в полном объеме, оформлены и подписаны сторонами акты формы КС-2 и заявки на финансирование.

Подрядчику в полном объеме были перечислены денежные средства согласно условиям контракта. Но… Цитирую справку:

«Как видно из снимков, сделанных 10.03.2016, т.е. спустя чуть менее 2 месяцев после полной оплаты якобы произведенных работ, фактически ООО фирма «СКАТ» было выполнено только частичное разрушение кирпичной кладки строения и сооружения (трубы) <…>. По словам местных жителей, данное частичное разрушение было произведено еще перед Новым годом, при этом защитные и вспомогательные сооружения не возводились <…>. Ни одной машины для загрузки и вывоза кирпича до сих пор не прибыло. <…> Часть кирпича при этом использована местными жителями для укрепления грунтового покрытия въезда не площадку.

Соответственно, нет у ООО фирма «СКАТ» документов, подтверждающих оплату затрат на складирование грунта на полигоне г. Новочеркасска…».

Собственно, заявитель утверждает: работы выполнены далеко не все, но оплачены в полном объеме.

Дальше – больше: идет обвинение должностных лиц администрации в действиях, направленных на совершение хищения средств из резервного финансового фонда Администрации г. Новочеркасска. Эти утверждения автор подтверждает отсутствием документов, позволяющих проводить работы по сносу строения в установленной законом процедуре.

Забегая вперед, скажу: сейчас доводы заявления Б.Е. Бутыгина проверяют разные инстанции: жители забытого богом переулка Силикатного никогда не видели столько начальников разного ранга – от прокуроров до ФСБ.

Я очень надеюсь, что изучив документы, опросив всех героев этой истории, следователи докопаются до сути и раздадут «всем сестрам по серьгам», если эти «сестры» действительно виноваты. Мне лично интуиция подсказывает, что без нарушений здесь вряд ли обошлось, но намерения у действующих лиц и исполнителей были все-таки добрые. Иначе жители переулка Силикатного (многие, обратившиеся в нашу газету) не были бы им так благодарны.

*     *     *

На место события (читай – к куче кирпича, оставшегося от разрушенной трубы) я приехала вместе с адвокатом Л.В. Новиковым. Меня тут же «вычислили», и не успела я вернуться в редакцию, «оборвали» мне телефон.

Одним из первых звонков был: «А вы помните, мы к вам обращались?». Вспомнила: лет пять назад было в редакционной почте письмо об аварийной трубе в переулке Силикатном. Помнится, я тогда переговорила с кем-то в администрации, меня заверили, что вопрос решается…

Вопрос не решился, и еще несколько лет соседи трубы писали письма в разные инстанции. Вот одно из них, от Елены Пушкарь, адресованное мэру В.В. Киргинцеву (сентябрь 2014 года):

«… вблизи нашего дома расположен опасный объект, угрожающий нашим жизням и здоровью – кирпичная труба высотой около 30 м, оставшаяся от разрушенного в годы Великой Отечественной войны кирпичного завода.

Эта труба на протяжении уже многих лет разрушается и в настоящий момент достигла критического состояния (с одной стороны щель более 20 см, щели расширяются). В любой момент труба может упасть, разрушить наши дома, повлечь смерть людей.

Также в процессе разрушения с нее падают железные кольца весом около 150 кг и кирпичи, которые могут повлечь вред здоровью и жизни людей.

Начиная с 2008 года мы неоднократно писали заявления о том, чтобы были приняты меры по сносу, но никаких действий выполнено не было… Просим принять меры к демонтажу данного объекта».

Активную переписку вела с чиновниками и прокурором жительница Силикатного Л.Л. Софронкина…

И лед тронулся.  Прокурор писал мэру, мэр – Г.Н. Рязанову, начальнику Управления по делам гражданской обороны и ЧС. Трубу обещали убрать во второй половине мая 2015-го, потом в декабре 2015-го — январе 2016-го…

*      *     *

Рассказывает Елена Ивановна Родионова, бывший помощник мэра А.И. Кондратенко (руководитель общественной приемной):

— Меня радует то, что наконец-таки этот заброшенный уголок города привлек к себе большое внимание и его посетили и СМИ, и должностные лица Администрации города, и прокуратуры, и даже мэр города.

В 2010 году я участвовала в выборах в городскую Думу по округу № 11, куда входит данный район, и, знакомясь с избирателями округа, неоднократно была около этой трубы. Честно говоря, находиться вблизи трубы было страшно, так как кладки между кирпичами почти не было, присутствовала трещина практически с самого верха и до фундамента. Жители говорили, что при сильном ветре с верха летели кирпичи, а ведь вблизи расположены жилые дома. По словам жителей, они на протяжении многих лет обращались и в Администрацию города, и в прокуратуру, и в областное правительство. Но результат был нулевой.

— Работая в Администрации города, я вела приемы мэра. В 2012 году жители данного района были на приеме у мэра города А.И. Кондратенко по вопросу аварийного состояния трубы. Мэром было дано поручение начальнику управления по делам ГО и ЧС выехать на место, обследовать его и выяснить, кто может эти работы выполнить. Как я помню, тогда была найдена одна организация, которая запросила очень большую сумму, где-то около 5 млн. рублей, но так как в бюджете деньги не были заложены на это, то должны были запланировать на следующий год или посмотреть по концу года. А так как произошла смена власти, этот вопрос остался открытым еще в течение трех лет.

А 24.12.2015 года совершилось чудо, и за пять дней до конца года было решено снести трубу.

Да, свершилось это не в июне 2015 года, а в январе 2016 года и жители теперь могут с облегчением вздохнуть, что им теперь ничего не угрожает.

Насчет вывоза кирпича, который должен был быть вывезен фирмой «СКАТ», могу сказать только, что жители обращались в Администрацию города, и я лично была с одной из жительниц пер. Силикатного на приеме у заместителя главы Администрации города Л.А. Конюшинской, где была высказана  просьба, чтобы не вывозили кирпич, пока не установится погода, так как у них и так в ужасном состоянии дороги, а после грузовых машин они вообще станут разбитыми. Что касается законности проведения этих работ или их непроведения, я считаю, что определенные структуры должны все проверить и принять меры.

*     *     *

Мой старый друг Андрей Пушкарь (муж Елены Пушкарь, письмо которой я цитировала выше), тоже рассказывал мне подробности этой истории:

— Эта труба еще дореволюционная – бабушка рассказывала. Труба, когда ее разбирали, оказалась еще страшней, чем мы думали. Она ведь не 30 метров, а 42! И внутри была полая! И альпинисты разбирали ее вручную, кирпичи сбрасывали внутрь. Вообще им такая благодарность!!! А КамАЗы за кирпичом я сам сюда не пускал. Мы просили их: не приезжайте. У нас тут вели кабель, разрыли всю дорогу, если еще вы поездите, мы вообще ходить не сможем.

Мы хотим все написать благодарность в Администрацию за то, что они, наконец, убрали эту трубу, пока она никого не убила. Я не знаю, правильно или неправильно они там что-то проводили, но спасибо им огромное человеческое.2_212

*     *     *

По поводу трубы в Силикантном написали уже многие мои коллеги. Например, Роман Ревунов назвал свой фельетон «Дело – труба, или как распилить бюджетный миллион». На публикацию пришли комментарии, и Роману пришлось извиняться.

«Конечно факты интересные, — написал автору адвокат П.В. Волков, — но настораживает, что автор делает некоторые выводы, далекие от истины и, видимо, для “удорожания” политического капитала. Эта труба много лет угрожает жизни, здоровью и имуществу граждан. МНОГО лет жители близлежащих домов направляют коллективные жалобы о её сносе. И слава богу, что трубу снесли. За это нужно благодарить тех, кто всё же услышал эти просьбы. И главное тех, кто, рискуя своими жизнями, демонтировал этот действительно опасный и разрушающийся объект. Что касается правил торгов-аукционов — это компетенция ВСЕХ заинтересованных лиц, и, конечно, нарушения этих правил недопустимы. Но “для красного словца” писать настоящую чушь: “никому не мешала” и тому подобное, не зная ситуации на месте — это не допустимо».

«Вы, безусловно, правы: я совершил ошибку, — ответил ему Р. Ревунов. — Честно это признаю. Мои источники из мэрии, поведав о сногсшибательном конкурсе, не сообщили о том, что труба действительно мешала людям. Источники поругаю, но вина, действительно, моя. Сожалею. Однако на некоторые тезисы возражу Вам. Холопский дух — это плохо. Кланяться в ножки барину в советском стиле, униженно благодарить дорогих руководителей за то, что они работают, не стоит. Благодарить нужно не “тех, кто всё же услышал” (могли и не услышать), а, конечно, налогоплательщиков Новочеркасска, деньгами которых наполняется бюджет и есть возможность принимать меры; но вовсе не тех чинуш, которые всего лишь сделали свою работу (оплачиваемую теми же налогоплательщиками), да и то не полностью. Строительный мусор не вывезли, хотя муниципальным контрактом это предусмотрено и оплачено. Кроме того, дело не в трубе как таковой, а в странном, мягко говоря, расходовании бюджетных средств и удивительной процедуре запроса котировок…».

*     *     *

Я не буду делать выводы за «следаков» и прокуроров. Это их хлеб. И если что-то сделано в обход закона, закон и подскажет, как поступить с нарушителями.

А пока мне хочется присоединиться к словам благодарности тем промышленным альпинистам (знаю их лично), которые, будучи наняты «СКАТом», выполнили сверхсложную работу на огромной высоте. Вручную! Снимая каждый кирпич отдельно, чтобы не навредить соседним домам и живущим там людям.

Елена Надтока.