Сегодня:

 – говорит директор Новочеркасского Драмтеатра Полина Конышева.

Лирическое отступление. Однажды в Турции мы встретили мальчишку-турка,  простого продавца  в магазине, который поговорил с нами на роскошном русском языке. Когда мы спросили, зачем ему наш язык в таком совершенстве, он ответил: «Чтобы читать русскую классическую литературу в подлиннике…» Наше потрясение было неописуемо: «А сейчас что читаете?» «Идиота» Достоевского…» И добавил: «Князь Мышкин – это я!»

В нашем Драмтеатре – премьера спектакля «Идиот» по Достоевскому. «Главы из романа в двух действиях». Он нам очень нужен сейчас, князь Мышкин. Особенно женщинам. Недаром же его любили такие красавицы.  IMG_2863

«Сострадание – главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества». Эти слова Достоевского – главная мысль спектакля. «Сострадание – вот первое, в чем нуждается человек. Жалея окружающих людей, видя их пороки и не осуждая их за это, князь Лев Николаевич Мышкин проявляет к ним милосердие: всей душой он сочувствует, сострадает, сопереживает, разделяя с людьми их невзгоды и страдания…».

Таким увидели образ князя Мышкина в Донском театре драмы и комедии имени Комиссаржевской. 17 марта состоялась пресс-конференция по поводу премьеры (и вообще театральной весны), и началась она горькими словами режиссера-постановщика Ашота Восканяна о том, как своевременна эта книга русского классика:

«Иногда, куда не посмотришь, кажется, что мир превращается в джунгли, в которых выживает сильнейший… Вместо того, чтобы прийти на помощь человеку, попавшему в беду, его несчастье снимают на мобильный телефон…».

Режиссер-постановщик, он же главный режиссер театра им. Комиссаржевской Ашот Восканян из всего огромного романа выбрал для инсценировки любовный «треугольник», вернее, «четырехугольник»: князь Мышкин и Рогожин любят Настасью Филипповну, Настасья Филипповна и Аглая любят князя Мышкина.

А вернее, князь Мышкин любит всех людей и учит этому нас.IMG_2887

Ашот Восканян говорит, что наш драмтеатр просто «создан под этот спектакль…» «Я благодарен  труппе за то, что у меня был единственный князь Мышкин, единственная Настасья Филипповна…» ( Это Игорь Лебедев и Наталья Лебедева). Так же легко были узнаваемы среди артистов и другие  персонажи. От идеи спектакля до воплощения прошло полгода, «работать было интересно, открывались целые пласты любви, страстей…».

…Спектакль идет три часа. Премьера – 27 марта. Он очень музыкальный, его сопровождают любимые многими современные симфонические произведения  Джеймса Ласта. Спектакль звучит мощным зрелищным аккордом, и вот почему.

Художник-постановщик Степан Зограбян – лауреат премии «Золотая маска», главный художник Ростовского музыкального театра. Он оформил 200 спектаклей в театрах России и за рубежом. Художник по свету – Ирина Вторникова, сотрудничает со многими театрами России, в том числе (в трех спектаклях) и с нашим Новочеркасским. Художник по костюмам – художник-модельер Ростовского театра драмы Наталья Пальшкова. Балетмейстер — артистка и хореограф нашего театра Екатерина Пуличева. Можно перечислять и дальше.

В том, что над спектаклем работали замечательные, известные, приглашенные и местные специалисты, заслуга директора театра – Полины Конышевой. Она абсолютный профессионал своего дела. И перфекционист. И не любит пустые залы.

Ашот Восканян говорит, что спектакли получаются на восемьдесят процентов благодаря директору Конышевой. «У нее нет слова «нет»… Репетиции проходят в полной готовности. Есть все, что нужно, и все, кто нужен. Остается только творить.

Молодая хрупкая женщина создает плодородную культурную среду, в которой гармонично рождаются спектакли.

Как в любом уважающем себя театре, так и в нашем, есть так называемая «малая сцена», где для «рафинированной» публики режиссером Ашотом Восканяном поставлен спектакль «Молитесь обо мне» по Мережковскому – о жизни, творчестве и религии Николая Гоголя, одного из самых гениальных и мистических писателей мировой литературы. Премьера – 7 и 20 апреля.

Театральная весна продолжается гастролями Подольского драматического театра  5 и 6 апреля с двумя детскими и двумя «взрослыми» спектаклями – «Плахой» Айтматова и «Двенадцатой ночью» Шекспира.

С 15 по 23 апреля – фестивальная неделя. Детский благотворительный фестиваль «Волшебный мир сказки» откроется премьерой этого сезона нашего драмтеатра «Золушка» и продолжится лучшими спектаклями для детей театров Ростова и Ростовской области. В эти дни в зрительный зал придут дети из детских домов, приютов, дети-инвалиды, а любой желающий сможет купить билет в кассе. Деньги будут перечислены детским домам и приютам.

А следующая неделя, с 23 до 29 апреля, – это мастер-класс для театрального коллектива. Экспериментальная творческая лаборатория. Театр Наций под руководством Евгения Миронова при поддержке Министерства культуры РФ разработал программу поддержки «малой театральной России». Одна из форм поддержки — это выездные семинары-лаборатории. Столичные режиссеры, театральные педагоги и критики работают в «городах и весях» с новым драматургическим материалом и создают эскизы спектаклей, которые потом, доработанные, пополняют репертуар провинциальных театров. Новочеркасскому драмтеатру по просьбе коллектива об участии в эксперименте были предложены на выбор тридцать пьес,  выбрали три, и теперь наша труппа вместе с московскими «экспериментаторами» примет участие в живом процессе рождения спектаклей. «Режиссеров должно быть много, и разных…» — говорит главный режиссер драмтеатра имени Комиссаржевской Ашот Восканян.

…«А вы можете сказать о себе, что вы – князь Мышкин?» – спросили мы Ашота Геворковича. – «Я не Мышкин, я – Рогожин. Если бы я был актером, то и сыграл бы Рогожина…»

Марина Корвякова