«Море-море, мир бездонный, Пенный шелест волн прибрежных…». Эти строки известной песни Юрия Антонова сразу всплыли в моей памяти, едва я переступила порог зала мемориального Дома-музея М.Б. Грекова. Все четыре стены комнаты украшали морские пейзажи. Да ещё какие! Раздавались в других помещениях отдалённые голоса людей, занимающихся последними приготовлениями. Но здесь, между полотен, было тихо, и я замерла с ощущением того, что действительно слышу плеск волн о берег, слышу, как они вздыхают…
Марина — особый вид пейзажа, воплощение морской стихии в различных состояниях — по силам далеко не каждому живописцу. Сергей Бровкин — из плеяды, кому подвластна эта тема.
В Новочеркасск приехал из Сочи, где сейчас живёт и где недавно с успехом прошла его персональная выставка. Всего же за плечами художника — более двух десятков вернисажей в галереях Генуи, Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Тольятти, Ростова-на-Дону.
Родился Сергей в Сибири. Когда ему было пять лет, родители перебрались на Кубань, а ещё через четыре года — в Шахты. Здесь он закончил и образовательную школу, и школу художественную. После армии — Грековское художественное училище по специальности «дизайн».
Бесспорно, как у любого творческого человека, были в жизни периоды, когда бросал любимое дело. Вёл изостудию в школе, судомодельный кружок, занимался дизайном интерьера, иллюстрацией и полиграфией. Работал художником-портретистом и фотографом на побережьях Азовского и Чёрного морей.
Не в этот ли период он начал формироваться как художник-маринист? Когда Сергей почувствовал своё единение с морем, родство душ и понял, что эта водная стихия поможет ему выражать и себя?!
Персидский залив, моря — Чёрное, Азовское, Адриатическое… Эти практические дороги познания пройдены так же успешно, как и дороги образовательные. Он учился писать цвет, доверять своим ощущениям, угадывать характер и настроение моря, а в запасниках русского музея им. А.С.Пушкина изучал творчество великих маринистов прошлого: Айвазовского, Боголюбова, Лагорио, Судковского.
Искания никогда не бывают долгими, они завершаются тогда, когда человек готов осознать себя по-новому. И эта внутренняя сила наполняет каждую клеточку души и тела. После поездки в Италию в 2004 году Сергей Владимирович посвятил своё творчество уже только морскому пейзажу, уезжая каждое лето к морю, а потом и перебравшись в Сочи.
— Чем же так привлекает море? Что в нём такого загадочного? — обращаюсь я к художнику.
На минуту, сведя на переносье брови, отчего сначала выражение его глаз становится серьёзным, а затем загадочным, он произносит: «На море можно смотреть бесконечно. В это огромное пространство погружаешься мыслями… Но объять его, передать и объяснить невозможно! Оно всё время разное! Каждое мгновение. Это завораживает, притягивает и не отпускает. И глядя в эту необъятную даль, понимаешь: важно быть самим собой, ладить именно с самим собой внутренним…».
Будучи по природе романтиком, Сергей не привязывается к какому-то конкретному месту, работая над задуманным. Он даёт волю своему воображению и фантазии. Но при этом стремится к гармонии, уравновешивая свои эмоции. Не оттого ли на его полотнах и небо кажется лёгким, и воздух прозрачным, и волны, чередой набегающие на берег, излучающими свет… Сюжет работ не повторяется, ни одно произведение — от камерного до панорамного — не похоже на другое! Искусствоведы называют Бровкина мастером света и тени. Нередко говорят о нём, как о современном Айвазовском.
Профессионализм Сергея Владимировича оценили, пригласив шесть лет назад принять участие в организации Российской Ассоциации художников-маринистов. Пришло время, когда представители старшего поколения стали уходить, а молодёжи не прибывало. Ассоциация создана, успешно работает, а Сергей Бровкин является членом её правления.
Выставка в мемориальном Доме-музее, где экспонируется 18 разных по объёму работ, не случайна. Для выпускников Грековского художественного училища — это традиция, которая соблюдается уже много лет. Сюда они возвращаются, как домой. Об этом говорили на открытии выставки заведующая мемориальным домом Вера Николаевна Лиховидова, председатель городского клуба художников Константин Евгеньевич Сиденин, ростовский художник Дмитрий Борисович Косивцов, да и сам автор события.
Директор музея истории донского казачества Светлана Алексеевна Сединко так подытожила мероприятие:
— Сергей Владимирович, Дмитрий Борисович и Константин Евгеньевич — в разные годы закончили грековское училище. Мемориальный дом знаменитого художника — хотя и скромное, но очень сакральное место, где по-прежнему царит дух Митрофана Борисовича. Оно привлекает живописцев, которым почётно здесь выставиться, а посетителям посмотреть на тех, кто продолжает быть в душе грековцем. Тут уже экспонировались донская марина и донская рыбалка из фондов музея. Морская тема вновь стала популярной. Не случайно, что Третьяковская галерея объявила после Валентина Серова главным проектом года именно выставку работ Ивана Айвазовского. Ну а на Дону мы открыли свою марину в лице Сергея Владимировича Бровкина.
Митрофан Борисович Греков говорил, прежде чем изображать войну на холстах, надо испытать её в жизни. Сергей Бровкин следует этому постулату. Он бороздит морские просторы, испытывая море на себе, чтобы потом достоверно передать свои эмоции. А пришедший на выставку посетитель одобрительно сказал: «Верю!»
Стоит непременно попасть на Грекова, 126, дабы убедиться, насколько хорошо это Сергею Бровкину удаётся!
Женета Гридасова.
Фото автора.