В Новочеркасске продолжаются бурные дебаты по поводу намечающейся застройки территории около ресторана «Сармат». В неё попадает и одна из достопримечательностей города – курган «Сармат». В исторической и археологической литературе у нас и за рубежом он известен под названием «Садовый».
Если быть честным, то это уже не настоящий курган, т.е. надмогильное погребальное сооружение, а его имитация, сделанная из насыпи подлинного памятника, но перемещенная примерно на 50 м к востоку от его реального местонахождения. Это произошло из-за того, что по методике археологических исследований должна быть изучена вся площадь кургана и даже чуть больше, т.к. под насыпью очень часто встречаются различные конструктивные детали памятника – ровики, остатки ритуальных костров и ям, тайники и т.д. Поэтому при раскопках и перемещается исследуемая насыпь кургана.
Напомню, что курган это не просто куча земли, а специальная надмогильная конструкция, сооружаемая над погребением умершего как памятный знак и символ. Есть мнение, что наши курганы являются отголоском и подобием египетских пирамид, так как встречаются насыпи, первоначально созданные из земляных блоков.
Территория нашего города насыщена различными археологическими памятниками. Здесь зафиксированы чёткие следы обитания людей на протяжении, по крайней мере, пяти тысячелетий, начиная с эпохи бронзы. Вполне вероятно, что здесь люди жили и раннее, но, к сожалению, пока их следы не обнаружены. Это связано с тем, что наиболее удобные для ранних поселений и стоянок территории, — а это первая надпойменная терраса, — все заняты частными домовладениями, и провести сплошную археологическую разведку для выявления памятников каменного века невозможно. Просто никто не пустит археологов осмотреть их участки и огороды.
Первые курганы на территории города были возведены ещё в III тыс. до н.э. Их насыпали над своими умершими племена так называемой древнеямной культуры. В это время только стали появляться небольшие изделия из меди, приходя на смену каменным орудиям. Племена были кочевыми, двигались с запада на восток, и их принято считать арийскими народами.
В середине II тыс. до н.э. их сменяют представители катакомбной культуры, названные так по типу их могильных ям. Эти представители эпохи средней бронзы уже широко использовали медь и бронзу для своих бытовых потребностей. Как правило — различной формы ножи, шилья, тесла и украшения. Катакомбников можно назвать первыми постоянными жителями на территории города. На улице Ефремова уже в наше время были обнаружены следы стационарного поселения и грунтовый могильник.
Позже, в I тыс. до н.э. катакомбников сменяют представители срубной культуры, эпохи поздней бронзы. Они также названы по типу их погребений в виде сруба. От этих народов осталось несколько поселений – на левом берегу реки Тузлов, в районе «Норкиных дач» и возле Татарки. В отличие от предшественников, они, как правило, не насыпали курганов над умершими, а «впускали» свои могилы в уже существующие курганы.
Конец эпохи поздней бронзы ознаменован появлением железных изделий, начинается железный век. Первыми его представителями на территории города являются киммерийцы. Это первый народ, населяющий территорию России, известный по письменным источникам древности. Одна из классических находок того времени — «Новочеркасский клад», известный во всем мире, состоящий из ряда бронзовых предметов. Они хранятся в Музее истории донского казачества. Если кто-то из читателей знаком с таким фантастическим киногероем, как «Конан киммериец» (Конан-варвар), то можно почти серьёзно говорить о том, что он родом из «будущего Новочеркасска».
В VIII-VII вв. до н.э. на территории Новочеркасска появляются скифы, а в конце IV — начале III вв. до н.э. их вытесняют сарматы. Сарматы – это народы, культура которых сформировалась на Южном Урале, но затем распространилась на весь юг современной России. Наиболее известные сарматские племена: аланы, аорсы, сираки, роксоланы и др.
Находки из курганов сарматской знати известны во всём мире. У сарматов вместе с мужчинами воевали и женщины, таких воительниц греки называли «амазонками». Античные писатели говорят об этих народах как о племенах, где главенствующую роль играли женщины. Греки называли их «женоуправляемые сарматы». Эти народы оставили на территории нашего города наиболее значительные следы. Здесь известен целый ряд их погребальных курганов, в которых были похоронены женщины – царицы или жрицы самого высокого ранга.
Самым известным курганом был «Хохлач», находившийся в районе перекрестка нынешних пр. Баклановского и ул. Г. Петровой. К сожалению, он был не раскопан археологами, а снесен строителями в 1864 г. при строительстве резервуара городского водопровода. В нём были обнаружены уникальные и удивительные по красоте многочисленные предметы из золота, серебра и бронзы. Это диадема — головной убор «царицы», шейное украшение – гривна, футляры и флаконы для благовоний, ожерелье, браслеты из золота, серебряные и бронзовые сосуды и многое другое. Копию диадемы можно увидеть в нашем музее, а все подлинники находятся в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Вторым, если можно так сказать, по значимости и богатству, считается курган «Садовый», находившийся в то время на землях ВНИИВиВ им. Я.И. Потапенко. Этот курган был раскопан в 1962 г. археологической экспедицией ЛГУ под руководством С.И. Капошиной. Начальником раскопа был известный советский археолог Л.С. Клейн. К сожалению, сама могила была ограблена ещё в древности, но в насыпи кургана археологи обнаружили остатки заупокойной трапезы – тризны в честь умершей царицы. Под перевернутым серебряным тазом-лутерием лежали 8 серебряных с позолотой чаш – фиал и 14 фаларов – украшений конской сбруи, изготовленных из листового золота и инкрустированных драгоценными и поделочными камнями.
Наибольший интерес вызывают медальоны на дне чаш. На них изображены сценки из греческих мифов и легенд, а одна сценка посвящена сбору винограда на греческом винограднике. С большим реализмом мастер изобразил сбор винограда на винограднике, где в качестве опоры для лозы используется рядом растущее дерево. Если учесть, что курган находился на землях Института виноградарства, то находка является символичной. Копии этих вещей можно увидеть в музее ВНИИВиВ (там же находится и бюст сарматской женщины, обнаруженной в кургане, находившемся рядом). А подлинники находок хранятся в Золотой кладовой Ростовского музея краеведения.
В 1973 году в центре Новочеркасска, на территории воинской части, был раскопан курган сарматской царевны. Умершую девочку в возрасте 12-14 лет сопровождала в «лучший мир» золотая диадема и ленты с золотыми бляшками. Вообще в археологической среде территорию Новочеркасска называют «некрополем сарматских цариц».
Сарматов в IV веке н.э. сменяют гунны, а затем целая череда различных кочевых народов и культур, и все они продолжают хоронить своих умерших в курганах. Традиция «впускать» свои могилы в уже существующие насыпи делает их уникальными памятниками культуры и искусства наших предков. Под одним курганом можно обнаружить погребения самых разных времён и народов, проходивших через территорию нашего города. Это заставляет нас более бережно и разумно относиться к подобным памятникам. Ведь это наша история, основа исторической памяти нашего народа.
На территории города в разные годы было раскопано около двух десятков курганов, давших уникальные находки и способствующих углублению знаний о наших предках. И сейчас ещё можно найти неисследованные курганы в городской черте. Это и «Курган Славы» в городском парке, и курган эпохи бронзы рядом с колесом обозрения, курган во дворе Атаманского дворца, курган возле остановки у электродного завода, курганы на дачах, неузнаваемо изуродованный курган на Шахтинском въезде в город и др. Но это лишь небольшая часть от того количества памятников, которые были ранее.
К сожалению, в городской Администрации не всегда выполняется одно из положений Закона об обязательности согласования с государственными органами охраны памятников истории и культуры, что приводит к их уничтожению на наших глазах. Так без всякого согласования был уничтожен курган на остановке «Хлебозавод», переданы в пользование курган и поселения эпохи бронзы и средневекового времени на «Норкиных дачах», практически уничтожен курган на углу ул. Ященко и Сарматской. Понятно, что сейчас всё завязано на деньгах, на желании получить материальную выгоду. Но хочется верить, что такие времена закончатся и начнётся период нравственного и духовного возрождения. Правда, боюсь, что к этому периоду мы уничтожим всю свою историю.
Кому сейчас мешает курган «Сармат»? Пусть искусственный, но всё же своеобразный символ всех археологических памятников города. Ведь не поставишь рядом с каждым ещё сохранившимся курганом пояснительную табличку, что данный объект — памятник истории и культуры — ещё и является кладбищем наших далеких предков. Может быть, лучше на участке, где находится курган, сделать небольшой сквер со стелами, разъясняющими значимость подобных памятников, отображающих богатую археологическую историю территории нашего города? Совместить это с детской площадкой с аттракционами и спортивным уголком, где дети и родители, отдыхая и занимаясь спортом, знакомились бы с историей города. Расположенный на въезде в Новочеркасск этот сквер мог бы стать визитной карточкой города. Уже ведь играли такую роль ресторан и курган в прошлом. Конечно, дважды в одну реку не войдёшь, но можно попытаться. Ведь в данном районе практически нет места для отдыха и прогулок с детьми. Недалеко расположенный двор Института виноградарства является его территорией и не предназначен для посторонних посещений.
Размечтавшись о визитной карточке города, можно предложить сделать из кургана и ресторана — а ведь в своё время идея их создания была именно комплексной — познавательный Центр истории города. В помещении ресторана, который вряд ли вернет свою былую славу и известность, сделать Музей города, в котором отобразить весь советский период. А в нижнем зале расположить Археологический музей, о котором уже долгие годы мечтают археологи. Но, боюсь, что алчность и стремление застроить очень лакомый участок возьмут верх и горожане лишатся ещё одного замечательного уголка нашего прекрасного города.
Михаил Крайсветный, археолог, историк.