В пленарном заседании съезда ТПП РФ принял участие Президент РФ Владимир Путин. В своем выступлении он высоко оценил работу Палаты по развитию предпринимательства в стране и подчеркнул необходимость активной консолидации усилий объединений предпринимателей и государства в работе по развитию экономики.
На дискуссионных площадках выработаны предложения, которые лягут в основу приоритетных направлений деятельности Палаты на 2016-2020 гг.
В рамках дискуссий на четырех дискуссионных площадках выступили 72 делегата и гостя съезда. Проблемы экономики и развития предпринимательства обсуждались на следующих площадках:
— «Малый и средний бизнес: время системных решений. ТПП – центр поддержки и развития МСП в регионах»;
Основными задачами названы снижение налоговой нагрузки, повышение доступа к дешевым длинным деньгам, борьбу с коррупцией и информирование о льготах и господдержке.
Участники дискуссионной площадки обсудили изменения в порядке предоставления отчётности (в частности то, что с 2016 года отчётность по НДФЛ необходимо предоставлять ежеквартально, введена ежемесячная отчётность перед пенсионным фондом и т.п.). Заместитель руководителя ФНС Дмитрий Сатин выразил уверенность, что такие меры необходимы для выявления недобросовестных бизнесменов. Участники дискуссии возразили, что это существенно усложняет ведение дел: вал бумажной работы отнимает время у малого и среднего бизнеса.
В рамках дискуссионной площадки также поднимались вопросы сертификации, неналоговых платежей, господдержки, социального предпринимательства и успешных проектах региональных палат.
В итоге было заявлено, что ТПП РФ обладает всеми ресурсами для того, чтобы организовывать дискуссионные площадки, собирая предпринимателей и представителей госорганов, и вместе вырабатывать пути решения назревших проблем.
В рамках панельной дискуссии «Отечественный бизнес и внешнеэкономические связи России» представители региональных палат, деловых советов, федеральных министерств единогласно выступили за продвижение отечественной продукции за рубеж. По их мнению, несырьевой экспорт должен внести существенный вклад в экономический рост страны.
Следует продолжить работу по дальнейшему устранению административных барьеров для экспорта, а также по отладке и лучшей координации всего этого важнейшего направления.
Так, эксперты отметили, что одним из чувствительных препятствий для развития экспорта, особенно малого и среднего бизнеса, являются так называемые сквозные камеральные проверки налоговой службы, которые проводятся в обязательном порядке при подаче заявлений на возврат НДС при осуществлении экспортной поставки (процедура занимает до 3 месяцев).
Они серьезно осложняют работу предприятий и тем самым зачастую отталкивают их от экспортной деятельности.
Необходимо выработать соответствующие «критерии добросовестности». В итоговый документ заседания предложено включить положение о поручении Минфину РФ совместно с Федеральной налоговой службой проработать данное предложение на предмет возможности выработки таких критериев и изменения действующего порядка проверок в отношении добросовестных предпринимателей.
Важной задачей в области развития внешнеэкономической деятельности участники дискуссии считают упрощение таможенных процедур при импорте. В настоящее время для выпуска товаров в свободное обращение требуется получение разрешений от не менее чем 10 контрольных ведомств, Это приводит к большим задержкам в пунктах пропуска, потерям времени и денег. Особенно остро это ощущается в морских портах, отмечали представители региональных торгово-промышленных палат.
В этой связи участники дискуссии включили в итоговый документ сессии следующее: Необходимо провести системную работу по созданию механизма «единого окна» с использованием лучших мировых практик и международных стандартов. Первым важным шагом в этом направлении будет назначение уполномоченного органа (предпочтение экспертов ТПП РФ отдается Минэкономразвитию РФ), который возглавит эту работу.
Определение ключевых механизмов и мер по активизации инвестиционного процесса в реальном секторе экономики – именно такой была основная цель проведения дискуссионной площадки «Бизнес и инвестиции: новые вызовы, новые планы».
Основными темами дискуссионной площадки стали: необходимые условия для резкой активизации инвестиционного процесса; инвестиции в развитие общественной инфраструктуры — стимулирование механизмов государственно-частного партнерства.
Характеризуя нынешнюю обстановку, эксперты согласились с тем, что в настоящий момент реальный сектор российской экономики страдает от многих факторов. И, несмотря на отскок нефтяных цен от дна и очевидные выгоды от девальвации рубля для внутреннего производства, инвесторы по-прежнему не дают сигналов о своей готовности инвестировать в нашу экономику. Иностранные инвесторы скованы санкциями. Внутренние – недоступностью кредитов, сильной волатильностью валютного курса и сложностью участия в бюджетном софинансировании.
Политика импортозамещения стала не только приоритетом в деятельности органов государственной власти, но и реально реализующимся процессом в экономике страны. По мнению экспертов, введение экспортоориентированного импортозамещения в число основных приоритетов деятельности государственных институтов развития позволит более точно нацелить заявителей и инвесторов на стратегическое обеспечение полноценной рыночной конкурентоспособности своих компаний и производимых ими товаров и услуг, без опоры на долговременную государственную административную поддержку.
Одним из главных рисков, которые сдерживают инвесторов при принятии решения о реализации проектов в регионах (особенно в малых городах и сельских поселениях), является недостаточный уровень стабильности местных бюджетов. Поэтому, многие инвесторы не готовы реализовывать долгосрочные проекты государственно-частного партнерства, в которых публичной стороной выступает муниципалитет. Здесь важно внедрить в практику государственных тендеров и закупок государственными компаниями — контрактов жизненного цикла, в которых в качестве основы для определения цены контракта выступает вся совокупность затрат на приобретение и последующую эксплуатацию закупаемой продукции.
Также обсуждался вопрос о создании специализированного гарантийного фонда на базе существующих институтов развития, который бы предоставлял инвесторам в проектах ГЧП и концессионных соглашениях гарантии по исполнению условных обязательств публично-правовых образований, предусмотренных соглашением, в случае его расторжения или наступления иных неблагоприятных событий.
Еще одной высказанной инициативой стало распространение на всей территории Российской Федерации практики использования TIF (Tax Increment Financing, компенсация инвесторам их затрат на инфраструктуру за счет будущих налоговых поступлений от проекта) и иных финансовых механизмов, стимулирующих реализацию инвестиционных проектов, в том числе с использованием механизмов ГЧП.
Все предложения, высказанные на площадке, послужат основой плана по улучшению инвестиционного климата и привлечению инвестиций в экономику страны на ближайшие пять лет.
На дискуссионной площадке «Торгово-промышленные палаты, объединения предпринимателей: потенциал взаимодействия, лучшие практики» отмечалась, что страна испытывает необходимость создания выставочно-конгрессных комплексов в регионах. Одним из инструментов системы мер государственной поддержки выставочной отрасли, может служить софинансирование реализации инфраструктурных проектов в рамках федеральных и региональных целевых программ, а также применения механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП).
Говорилось о необходимости преодоления дефицита инженерных кадров на предприятиях промышленности — новая экономика требует современных высококвалифицированных кадров.
Акцентировалось внимание на необходимости ускорения разработки, принятия и реализации Стратегии развития интеллектуальной собственности в РФ. Для стимулирования творческой, инновационной деятельности важен не только материально-финансовый фактор, но и признание государством заслуг изобретателей, инноваторов, их моральное поощрение и высокая оценка обществом их вклада в развитие экономики страны.
Предложено принять практические меры по приведению деятельности третейских судов в соответствие с Федеральным законом «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации. Поддержана идея необходимости развивать систему третейских судов при территориальных палатах.