Сегодня: 26 ноября 2158, Воскресенье

Правительство рассматривает возможность ликвидации страховых взносов и возвращения с 2017 года единого социального налога (ЕСН). Кроме того, обсуждается увеличение нагрузки на высокие заработные платы — сверх порога в 800 тыс. руб. в год.

В рамках антикризисных мер правительством рассматривается возможность возвращения с 2017 года отмененного в 2010 году единого соцналога вместо действующих сейчас страховых взносов в Пенсионный фонд России (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС) и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Вопросы работы социальных фондов было поручено проработать профильным министерствам еще на совещании премьер-министра 18 января.

Пока окончательного решения по этому вопросу нет, он будет обсуждаться в конце месяца на совещании аппарата правительства и Минэкономразвития по антикризисному плану-2016.

Предполагается подготовка соответствующих проектов правовых актов до 1 марта 2016 года. Проект предлагает упразднить три страховых взноса с их превращением в социальный налог с 1 января 2017 года. Реестры плательщиков социальных взносов документ предполагает передавать в Федеральную налоговую службу (ФНС) уже с 1 июля. При этом социальные фонды предложено не ликвидировать, а синхронизировать их работу с ФНС.

«Передача ФТС в ведение Минфина позволит скоординировать усилия по совершенствованию законодательства, выровнять правила уплаты налогов и таможенных платежей, наладить систему контроля так, чтобы снизить количество проверок и контрольных мероприятий. Это приведет к снижению административной нагрузки на бизнес, ускорит предоставление государственных услуг, повысит согласованность действий государственных органов», — заявляет министр финансов России Антон Силуанов.

Сегодня подавляющая часть случаев уклонения от уплаты налогов основана на разрывах между таможенным оформлением ввозимых в РФ товаров и сферой ответственности налоговых органов. Интеграция информационных ресурсов позволяет эти разрывы устранить.

Очевидно, что от объединения усилий администраторов доходов и Минфина вырастет объем поступлений в бюджетную систему РФ. Не менее важен общий эффект в виде сокращения бюрократических процедур, уменьшения проверок и улучшения правил для всех участников внешнеэкономической деятельности — конкуренция станет более честной, серое поле возможностей для уклонения от налогов сократится.

«В настоящий момент реализуется первый этап интеграции систем. Он займет год. После чего, мы считаем, что полная интеграция информационных систем ФТС и ФНС произойдет в течение двух лет. Сейчас наша задача — провести анализ бизнес-процессов в части фискальных функций таможни и налоговых органов, понять, существуют ли смежные процессы, какие процессы дублируются и могут быть исключены. Мы считаем, что за счет повышения эффективности и упрощения процессов администрирования издержки для добросовестного бизнеса должны снизиться», — комментирует планируемую законодательную новеллу  министр финансов.

Напомним, страховые взносы заменил единый социальный налог (ЕСН) в 2010 году. В первый год введения ставка социальных платежей осталась на уровне прежнего ЕСН (26% от фонда оплаты труда), в 2011-м резко возросла сразу до 34%, а в 2012-м из-за возросшего недовольства бизнеса была снижена до 30%.

На этом уровне ставка сохраняется до сих пор, расщепляясь следующим образом: взносы в ПФР — 22% (плюс 10% с зарплат, превышающих 796 тыс. руб. в год), в ФСС — 2,9%, в ФОМС — 5,1%.