Что такое искусство и нужно ли оно человеку в его жизни? Зачем художник создает произведение и почему зритель внимает ему? Этими вопросами в разные времена задавались разные поколения, но они до сих пор так и остаются открытыми…
Думала об этом и я, переходя от картины к картине, рассматривая работы в выставочном зале мемориального Дома-музея И. Крылова, где разместились экспозиции 61-й выставки городского клуба художников. Её открыли в канун Нового года.
Действительно, почему и для чего нам нужно искусство? Что оно отражает: внутренний мир художника, его представление о реальной жизни или желание показать окружающую действительность в более ярких красках? Возможно ли дать ответы на эти вопросы с позиции сегодняшнего дня, с позиции современного представления человека о мире, об искусстве, о психологии…
Выставочный зал Музея истории донского казачества впервые распахнул свои двери для посетителей в 1980 году. С открытием в 1979 году мемориального Дома-музея Ивана Ивановича Крылова он стал и постоянным местом проведения городских художественных выставок. То знаменательное событие клуб художников города отметил уже 23-й выставкой! До появления выставочного зала все свои вернисажи живописцы организовывали на площадках различных учреждений культуры города. История уводит нас в 1891 год — время, когда на базе кружка, созданного при содействии Н.Н. Дубовского, Общество донских художников организует первые выставки. Одним из инициаторов проведения передвижных выставок на Юге России был Иван Иванович Крылов.
— Столь крепки эти инициативы, рождённые в конце ХIХ cтолетия, они не только живы, но и стали значимыми традициями, — резюмирует заведующая мемориальным Домом-музеем Елена Александровна Григоренко. — С 1980 года художественные вернисажи проходят тут ежегодно! Но если на первой выставке городского клуба художников всех участников можно было посчитать по пальцам, то теперь 186 работ представили 72 человека: и совсем юные, и умудрённые опытом мастера!
В большом крыловском выставочном зале, кроме персональных, групповых, общеклубных выставок новочеркасских живописцев, экспонируются работы и мастеров Ростовской области. Достаточно назвать фамилии ростовчан заслуженных художников России В.Н. Лемешева, А.В. Тимофеева, В.А. Куликовского, народного художника России Г.С. Запечнова. Возможность реализации проектов — от масштабных до камерных — снискали Музею истории донского казачества заслуженный авторитет одного из самых притягательных центров художественной жизни Донского края.
В деятельности городского клуба художников сотрудничество с музейщиками играет первостепенную роль. Ведь его постоянным местом прописки и пристанищем с тех пор стал и сам Музей истории донского казачества, и выставочный зал мемориального Дома-музея…
Клуб, как сообщество людей, объединённых интересами для обмена опытом и творческого содружества, появился в Новочеркасске в конце 1971 года. Инициаторами создания стали бывший в то время главным художником города Гордей Петрович Таранов и молодой, ещё мало известный преподаватель детской художественной школы, Владимир Иванович Кулишов, который будет возглавлять объединение 32 года! Не могу не назвать ещё одну фамилию — без активного административного содействия заведующей отделом культуры горисполкома Нинель Афанасьевны Павленко идея вряд ли была реализована.
Сегодня казачью столицу невозможно представить без городского клуба художников. Но он и явление областного масштаба, не каждый город может похвалиться наличием активно работающего творческого объединения. Роль клуба в наполнении культурного пространства неоценима! Это яркие явления и праздники! Бывая на выставках, человек, бесспорно, испытывает воздействие произведений искусства. Они не только несут эстетическое наслаждение и новые знания, но и направляют зрителя, словно говоря, вот на это следует обратить внимание.
Жизнь художника — это внутренняя потребность в творчестве. Эта сила, которую невозможно остановить. Она уже зародилась и как огромная волна покатилась по своему назначению. Всё другое становится незначительным. Если творец сумел передать переживаемые чувства, то эти эмоции получают и принимают зрители. Искусство и для живописца, и для наблюдателя — важнейшее средство психотерапии!
А выставки — это событие, это важная составляющая жизни художника. Ирина Левченко участвует в них с 2000 года.
— Когда работаешь дома, — делится Ирина Николаевна, — то как бы варишься в собственном соку. Публике же хочется донести свои чувства, своё восхищение тем, что порадовало: распустившимся цветком или капелькой, оставившей своим движением на стекле изящный след… Художник — человек с тонким восприятием мира, умением видеть красоту, быть неравнодушным к тому, что окружает. Жизнь стала такой суетливой, все куда-то торопятся… Если живописец остановил мгновение и у его картины люди испытывают ту же радость, что и он, это — высшая похвала!
Беспристрастный анализ своей собственной работы помогают сделать именно эти отчётные мероприятия, рассуждает Наталья Курбанова:
— Свои ошибки и недочёты сразу видишь на фоне других произведений. К тому же у коллег учишься новой технике, новому ощущению, новой палитре. Потому что у каждого она своя. Именно на выставке происходит обмен энергией, ты замечаешь, как чувствуют и работают другие.
По молодости сравнения рождают стрессовые ситуации: всегда кажется, что кто-то делает что-то лучше тебя. Но со временем, с возрастом такой анализ уже не уничижителен. Обретая самодостаточность, художник воспринимает чужой опыт как новые знания, выносит из этого только плюсы. Вот почему важно, подчёркивает Наталья Александровна, общаться с радостью и смотреть, смотреть, смотреть!
Учат и разноуровневые картины. На выставке художник — сам себе ценитель, должен уметь свои работы увидеть сторонним взглядом. Если не будет оценки — своей, коллег, публики, то как понять, в каком направлении двигаться дальше? А поскольку клуб заметно помолодел в последние годы, то любая выставка — это и яркие мастер-классы для нового пополнения! Тем, кто себя недооценивает или наоборот переоценивает, необходимы и советы старших, и деликатная критика.
Ещё несколько лет назад шёл разговор, что молодёжи так мало в творческом сообществе! Но прошедшая нынешним летом уже третья по счёту выставка «Молодые художники Дона и Кубани» демонстрирует растущий интерес у подрастающих поколений к художественному творчеству. Это, конечно, приходит не само по себе.
— Чтобы река была полноводной, — говорит председатель ГКХ член Союза художников России Константин Сиденин, — нужно постоянно расчищать её русло, все ручейки… Этим в клубе и занимаемся постоянно. Привлекаем молодёжь, проводим сводные выставки, помогаем устраивать персональные… Молодость художника определяется не возрастом, вот Поль Гоген, к примеру, занялся живописью только в 40 лет, а началом творческой деятельности.
В Новочеркасске есть самое главное, что отличает его от других городов региона — площадка, тут мастера могут выставляться регулярно. А зная о ежегодной выставке, соответствующе к ней готовиться. Но более привлекательную силу все же имеет сам клуб, его творческая атмосфера! Как магнитом сюда притягивает людей разных возрастов и профессий. Не только новочеркасцы, но и живописцы Аксая, Ростова-на-Дону, Шахт уже давно сотрудничают с клубом и присутствуют на нашем городском культурном пространстве.
Каждая итоговая выставка открывает новые имена, имена очень интересные. Настя Кирсанова, несмотря на свой юный возраст — ей только 16 лет — стала членом городского клуба художников два года назад, ещё будучи учащейся Детской художественной школы. В этом году девушка заканчивает общеобразовательное учреждение и продолжит учёбу в профильном вузе. Она — участник общеклубных выставок. По мнению Анастасии, такие мероприятия дают ей возможность ближе знакомиться с коллегами, с их работами. В творческом сообществе наличествует душевная атмосфера, какая обычно бывает в большой и дружной семье, где под одной крышей мирно уживаются дети, родители, дедушки и бабушки.
Игорь Конов с детства имел пристрастие к рисованию и даже полгода посещал изостудию ДК НЭВЗа. Сам он — житель микрорайона Молодёжный и с закрытием студии завершились его университеты. Занимался дома сам, в непростые 90-е годы было не до Грековского училища, куда он мечтал поступить. По образованию — повар-кондитер. Сейчас работает пожарным в ведомственной 616 ПЧ по охране ООО «ПК «НЭВЗ».
— Жизнь наполнена событиями, начинаешь с одного, а потом переходишь к другому, — улыбается Игорь. — Но мечта учиться меня не покидала. Самообразования в этом вопросе недостаточно, надо знать технику, рисунок и многое другое.
В своём решении Конов был твёрд, и как только появилась возможность, стал постигать азы художественной грамоты во взрослой студии Детской художественной школы им. Н.Н. Дубовского у Марии Сергеевны Сидельниковой. Пять лет учёбы дали блестящие результаты! Сначала Игорь писал лишь картины, затем, побывав в студии керамики у Сергея Михайловича Дьячкова, увлекся и этим занятием. Стали получаться интересные вещи, на выставке представлены и живописные, и керамические работы Конова.
На мой вопрос, привнесло ли творчество какие-либо изменения в его жизнь, Игорь утвердительно кивает:
— Жизнь стала совсем другой, намного интересней. Понимаете, какие-то негативные моменты уже не играют в ней важную роль, проходят незначительным фоном. Расширился круг общения с людьми, имеющими общие с тобой интересы. И хорошо, что есть такие вот выставки! Чем больше позитивного будем делать сами и участвовать в подобных мероприятиях, тем позитивнее и прекраснее будет мир вокруг нас. Если говорить о войне, то она и будет присутствовать в головах людей, а значит, во всех их делах, в семье, в работе. Давайте акцентировать своё внимание на позитиве, рассуждать о цветах, пусть их будет вокруг нас больше.
…Художник, безусловно, имеет какую-то иную энергетику, которая подпитывает его, дает ему иное зрение и видение окружающего мира. Это сродни чуду. А если принять во внимание, что все мы наделены каким-то талантом и в каждом из нас живёт творец, то значит, чудес в нашей жизни может быть значительно больше. Ведь художник — не только тот, кто держит в руках кисть или карандаш, но и тот, кто на любом поприще созидает!
Женета Гридасова.