Сегодня: 11 января 0328, Среда

«Земля любит навоз, а воевода принос».

«Судьям то и полезно, что в карман полезло».

Русские пословицы, начало XVI века.

Много лет «ЧЛ» пишет о коррупции. И не просто пишет – тщательно исследует это интернациональное явление. Конечно, в России оно имеет свою специфику, но не об этом речь. Нам хотелось знать, как относятся к коррупции простые горожане, хотят ли они с ней бороться или их устраивает закон «ты – мне, я – тебе». А если все-таки хотят бороться, то готовы ли, смогут ли?

Сегодня мы хотим опубликовать небольшую часть нашего исследования: ответы на некоторые вопросы. Проводилось исследование методом фокус-группы.

ЧТО ЕСТЬ КОРРУПЦИЯ?

— Для меня это взятка при поступлении в институт, т.е. это дача денег людям, имеющим какую-то власть, чтобы они поспособствовали, чтобы добиться цели.

(Ксения, 18 лет, школьница).

 

— Коррупция – это договоренность между двумя обособленностями, между тем, кто занимает высокое положение, и другим человеком. Это договоренность о каком-то выигрыше, например, в суде. Можно договориться о решении в твою пользу, это договор с судьей за деньги. У человека есть полномочия и, используя их, он материально себя обогащает за счет другого.

(Елена, 51 год, домохозяйка).

— Это состояние общества, когда нижестоящие подкармливают вышестоящих, а вышестоящий обеспечивает, так сказать, барское покровительство нижестоящим. И это пронизывает всю вертикаль власти.

(Павел, 42 года, предприниматель).

— Это создание такой ситуации, когда необходимость вынуждает нижестоящих обратиться выше и решить проблему при помощи финансовых или каких-либо иных возможностей, т.е. какой-то начальник зарабатывает на людях, используя служебное положение.

(Марина, 45 лет, рабочая).

— Иногда бывает, что делается все строго по закону, но за деньги. То, что с одной стороны берущий, с другой дающий — обязательно. Не только тот, кто берет, на это нацелен, но и тот, кто дает, готов к тому, чтобы дать. Бывает, еще даже не намекают, но человек уже готов и, естественно, этим пользуются обязательно. Возможно, можно того же достичь и без взятки, но человек даже не пробует, он привык, что надо дать, и тогда все будет.

(Ирина, 49 лет, служащая).

— Коррупция — это извлечение выгоды из своих полномочий, из своих обязанностей. Когда человек свою работу непосредственно рассматривает не как профессиональную деятельность, а как извлечение выгоды из своих каких-то должностных поступков.

Коррупция — это злоупотребление своим положением служебным, использование его в личных интересах. И это перепутывание личного кармана с государственным — это самое отвратительное.

(Людмила, 47 лет, служащая).

ГДЕ  ОНА  ПРЯЧЕТСЯ?

При обсуждении вопроса, где она у нас – эта коррупция, горожане, прежде всего, назвали такие сферы, как:

— здравоохранение (ВТЭК, услуги врачей, получение листов нетрудоспособности);

— образование (вузы, колледжи, школы);

— ЖКХ (обустройство частного жилого сектора, проведение газа, водопровода);

— полиция, ГИБДД (сюда отнесли и получение водительских прав).

А вот конкретные истории. Сначала про медицину.

— Я сама попала в онкоинститут. При мне доктор-анестезиолог беседовал с бабушкой накануне операции. Врач представился, сказал бабушке, что его услуги стоят три тысячи, договорились на две с половиной. В день операции доктор несколько раз подходил к бабушке, интересовался, когда приедет внучка с деньгами.

(Татьяна, 40 лет, служащая).

— Я тоже прошла через онкоинститут, и сама платила, и все там платят. Причем так: идите, делайте УЗИ — плата такая-то, прямо наличными; помещение в больницу — плата в сутки такая-то. Одна женщина, заплатив, просила, чтобы ей дали справку, может ей по месту работы или где-то еще вернут деньги, так ее просто высмеяли.

(Людмила, 59 лет, служащая).

— Место действия — областная больница. Мне назначено врачом обследование УЗИ сосудов и мне открытым текстом говорят: если хотите по медстраховке, то через месяц вам назначим, если хотите сегодня, то идите в кассу. Люди, которые там находились, в основном шли платить в кассу, потому, что были из отдаленных районов, им приезжать через месяц практически невозможно. Я в силу своей вредности пошла к заведующей отделением и говорю: будьте добры, можно получить у вас информацию о количестве в течение месяца принятых пациентов на этом аппарате по добровольному медицинскому страхованию, по обязательному медицинскому страхованию. И я готова вам помочь написать заявление на имя министра здравоохранения области Быковской с просьбой, чтобы включить в смету финансирования вашей больницы приобретение еще одного такого аппарата, а подписи пациентов мы сейчас соберем. Мне сказали: «Девушка, посидите в коридоре». И сделали УЗИ в тот же день бесплатно.

(Ольга, 40 лет, домохозяйка).

— Несколько лет назад моя дочь рожала в нашем Новочеркасском роддоме. Санитарка к ней не подошла, пока дочь не вышла ко мне и я в коридоре дала для этой санитарки сто рублей. Когда дочь рожала, она пролежала долго, началась пересмена в 7.30 утра, и акушерка говорит: «Если сейчас не родишь, я бросаю, и жди, когда наша смена поменяется». Дочь плакала и говорила: «Ну, пожалуйста, я уже рожаю, примите роды, мама вас отблагодарит». После чего акушерка подошла, приняла роды. Мы рассчитывались с врачом, не с акушеркой. Не знаю, как они деньги делили.

(Елена, 51 год, домохозяйка).

— Моя мама проснулась на операционном столе — таким образом сработал анестезиолог, которому не заплатили.

(Ирина, 42 года, работник СМИ).

— Из моего опыта: человек падает с крыши. Для того, чтобы его осмотрели, положили в нормальную палату, было заплачено только первоначально пять тысяч, были оказаны коммунальные услуги БСМП. И масса вещей еще сделана.

(Александр, 41 год, служащий).

— Совершенно анекдотичный случай мне недавно рассказали, когда пришла одна женщина, вложила в паспорт 50 рублей и пошла в санэпидстанцию. Там сидит, как всегда, очередь, все друг на друга волком смотрят. И вот она подходит к женщине, одной из тех, которые сидят в регистратуре и говорит: «Мне нужно взять результаты анализа». И предлагает ей паспорт с вложенными туда деньгами. Та сказала: «Сейчас найдем», взяла паспорт, а через время вернула его без пятидесяти рублей, но с проставленным штампом.

(Людмила, 47 лет, служащая).

С темы медицины участники опроса перешли на другие сферы:

— На техосмотре водитель подходит к товарищу в фуражке и говорит: «У меня поломан ручник», а ему, спокойно глядя в глаза, отвечают: «Коэффициент один и четыре». Это означает, что человек должен за талон о прохождении техосмотра с неисправным ручным тормозом должен выложить тысячу четыреста рублей.

(Александр, 41 год, служащий).

— У меня погибла дочь. По-человечески повел себя водитель, который ее сбил, это был порядочный человек, в Чечне служил. А милиция все время пыталась его повязать, а закрывая дело, вынуждала давать взятки. Мы встретились с этим человеком, отношения были прояснены. На следователя и в прокуратуру и везде были написаны жалобы, и он был снят с должности, многие, как нам ответили, были наказаны. Потом, правда, выяснилось, что все снятые и наказанные очень неплохо устроились: один оказался при должности в области, другого повысили. Но во всяком случае, на том этапе мне удалось добиться правильного описания событий трагедии с моей дочерью и сохранить нормальные отношения с человеком, который тоже, по сути, был пострадавшим. Тогда родилась фраза: «Что же это за дурацкое государство, где преступник должен взаимодействовать и искать выход из сложившейся ситуации вместе с потерпевшим?». Не государство нас защищало, не государственные структуры – нам пришлось защищаться от государства вместе с человеком, преступившим закон.

(Светлана, 48 лет, служащая).

— В сентябре прошлого года милиция забрала 10 студентов колледжа, где я работаю. Они переночевали в «обезьяннике», потом восемь человек отпустили, а двоих оставили, причем ни один из них административный протокол не подписал. Им сразу предлагали: заплатите – мы вас отпустим. Я вмешалась и теперь готова сказать, что надо было заплатить, ведь много не просили. Я два раза была у начальника милиции, трижды ходила за протоколом задержания, а мне подсунули стопроцентную «липу», что ребята со всем согласны. Начальник назначил, вроде бы, служебное расследование, и я получила ответ, где написано, что работники милиции нарушили все, что можно (одному выговор, другому выговор), но административные штрафы студентам оставлены в силе. За что же их наказали, если милиция виновата? Вот и выходит: выбор без выбора — нас уже поставили в такие рамки, что проще заплатить и не иметь мороки.

(Людмила, 59 лет, служащая).

Материал обработала Елена Надтока.