Сегодня: 18 апреля 2905, Суббота

Как вы думаете, много ли подростков в Ростовской области находится под влиянием психоактивных веществ (ПАВ)? По данным агентства информационно-социологических технологий «Аист», 8,5 % подростков находятся в группе риска, они употребляли наркотики эпизодически (менее 10 раз в жизни), и 3,8 % подростков, регулярно употребляющих наркотики (более 10 раз в жизни). Если же мы возьмем статистику употребления алкоголя и курения среди учащихся 10-11 классов, то данные будут еще выше.

Самый опасный возраст, по результатам опроса все того же центра, когда ребенок впервые пробует курить, – 9 и 14 лет, а более осознанно начинают ежедневно губить свое здоровье в 16 лет. Практически поровну поделили пьедестал по частоте употребления алкоголя: 1-2 раза и более 40 раз. Часть молодежи пробует алкоголь и осознает, что он   вреден для организма, тем более, для молодого и растущего, а вторая находит в алкоголе свои плюсы. Всего лишь 20, 8 % подростков никогда не пробовали алкоголь. К сожалению, искоренить полностью вредные привычки тяжело. Многие считают, что употребление пива, а его пьют регулярно около 30 % подростков, не ставит штамп часто употребляющего алкоголь человека. Это миф. Но как объяснить это подростку? В первую очередь, родителям необходимо подавать пример здорового образа жизни.

Что же делать, если вы столкнулись с проблемой наркомании? В Ростовской области большое количество организаций, учреждений, которые помогают не только изначально предотвратить такого рода нежелательные процессы, но и стараются вытащить из зависимости. На Дону создана и действует сеть специализированных подразделений государственного бюджетного учреждения Ростовской области «Наркологический диспансер», филиалы которого расположены в Ростове-на-Дону, Азове, Волгодонске, Гуково, Таганроге, Шахты. За каждым филиалом закреплены определенные муниципальные территории таким образом, что все жители  области, включая детей и подростков, имеют возможность получения доступной специализированной помощи как в амбулаторных, так и в стационарных условиях. И не надо бояться, что вас неправильно поймут, осудят. Самостоятельно вам не удастся выпутаться из этой ситуации!

В Таганроге ведутся активные работы по созданию инновационного проекта – Центра реабилитации и ресоциализации зависимых лиц и членов их семей «Время жить». Прорабатывается вопрос об организации реабилитационного учреждения в Октябрьском сельском районе.

В Ростовской области реабилитацию наркозависимых лиц и лиц, потребляющих наркотики с вредными последствиями, осуществляют 17 негосударственных организаций. Из них 11 некоммерческих общественных организаций и фондов, 2 религиозные организации. По информации негосударственных центров, представленной в Управлении ФСКН России по Ростовской области, ежегодно в этих центрах находится на реабилитации около 700 наркопотребителей. В настоящее время на территории области создано 10 родительских комитетов при государственных и негосударственных реабилитационных центрах для наркозависимых, а также иных общественных организаций, занимающихся воспитанием, социализацией молодежи, профилактикой наркомании и медико-реабилитационной деятельностью.

Но все это нужно тем, кто стал зависимым от своих пагубных действий. А как уберечь тех, кто находится в зоне риска? Именно с целью уберечь детей и вовремя выявить признаки употребления наркотиков проводятся различные мероприятия, посвященные проблемам профилактики, диагностики и лечения наркозависимости. Помимо этого, увеличивается объем материалов антинаркотической направленности в СМИ. По данным мониторинга, в 2014 году в Донском регионе было размещено 16 515 материалов в печатных и электронных СМИ по проблемам злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту, посвященных формированию здорового образа жизни. Для сравнения, в 2013 году в СМИ области был опубликован 10 081 материал. Например, активно занимается пропагандой ЗОЖ и борьбы с наркотиками региональная общественная организация «Ассоциация журналистов «Аксинья»».

Чернов-Евгений

Евгений Чернов

Но пока мы стараемся уберечь детей от пагубного влияния, пропагандируя ЗОЖ, к уголовной ответственности в 2014 году привлечено 4 144 человека за совершение преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. При этом удельный вес молодежи в общем числе лиц, осужденных за совершение наркопреступлений, составил 37,9 процента (2013 год – 37,6 процента). Из незаконного оборота в 2014 году на момент возбуждения уголовного дела изъято 578,9 кг наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ.

Обратимся за комментарием к Евгению Чернову, Президенту межрегиональной общественной организации содействия реализации программ в области общественного противодействия преступности, коррупции и наркобизнесу «Межрегиональный комитет общественной безопасности», доктору психологических наук, кандидату технических наук, академику Международной академии системных исследований, члену Союза журналистов России.

— Каковы причины, на Ваш взгляд, побуждающие подростков пробовать ПАВ? 

— Любопытство, познание самого себя, свободное время и самое главное —  отсутствие родителей в этот промежуток времени рядом с подростком.

— Влияют ли отношения в семье на то, что ребенок может стать наркоманом? Отношения среди сверстников?

— Конечно, влияют! Спросите себя, давно ли ваш ребенок по своей инициативе разговаривал с вами? Дети учатся на примерах, подражая походке, манере говорить, реагировать на хорошее и плохое. И если мы устраняемся и не пытаемся быть примером, подросток впитает все на стороне.

— Как уберечь детей от употребления даже слабых наркотиков, а также алкоголя и курения? Какие методы самые эффективные?

— Максимальная занятость ребенка. Разумеется, не только учебой. Это увлечения, спорт, творчество, туризм. Все это должно быть доступно и максимально бесплатно. Сейчас мы этим похвастаться не можем. В городах появились детские площадки для малышей. Но они же подрастают, где им реализовать себя? Тринадцатилетним подросткам играть в песочнице или все же продумать и построить для них хотя бы уличные спортивные комплексы. Бесплатные и максимально доступные.

— Могут ли подростки вернуться к полноценной жизни после употребления ПАВ или их нужно всегда контролировать? Не может ли это вызвать повторное употребление как следствие глубокого стресса из-за непринятия обществом? 

— Этот вопрос невероятно сложный. Вернуть к полноценной жизни можно, но сложно. Это целый комплекс мероприятий – психологических, психотерапевтических и педагогических. Всем этим должны заниматься специалисты. Если бы постановка на наркологический учет подростка автоматически включала бы весь этот комплекс государственных (замечу —  бесплатных) мероприятий, я был бы «за». На практике постановка на учет  — это закрытые двери впереди. В таком случае я категорически против.

— Стоит ли проводить анонимное тестирование на наркотики в образовательных учреждениях с целью оказания помощи? Какие последствия? Аргументы: «за» и «против».

 Мне часто задают вопрос: «А кому это надо?» Прежде всего, родителям. Им, конечно, важно знать, не наркоман ли их ребенок. Но в таком случае непонятно: причем тут система образования и правоохранительные органы? Лучший вариант: если провели массовое тестирование в школах, то родители сразу получают результат или им отдают экспресс-тесты. Они дома проведут эти тесты.  Предположим, что тест выявил признаки употребления наркотиков. Проводится освидетельствование, в результате которого ребенка ставят на учет в наркологический диспансер. А что дальше? Если таких детей в области окажется 200-300? Куда их девать? Где лечить? В Ростовской области недостаточно медучреждений, которые смогли бы принять такое количество пациентов. И к тому же эффективность лечения не более 5%. Возникает вопрос: стоят ли затраченные средства такого результата? Есть еще сомнение по поводу анонимности. Заходит ребенок в кабинет, записывают в тетрадь его персональные данные, делают тест и фиксируют результат. И где тут анонимность? Если тестирование будет проводиться под номерами, но тогда невозможно будет выявить тех, кому нужна помощь. В результате анонимность может помочь только в научных исследованиях, а не оказать реальную поддержку таким детям. Ко всему прочему, экспресс-тесты на наркотики не настолько универсальны, так как могут среагировать на компоненты лекарств, принимаемые детьми, например, во время простуды. Такие ошибки могут привести даже к нервным срывам ребенка и его родителей, а порой дети реагируют еще острее на такие необоснованные обвинения. Если же эта процедура в рамках сохранения здоровья ребёнка, то почему не проводят исследования на выявление массовых заболеваний? Тест не покажет пищевое или алкогольное отравление, спровоцированные употреблением различных алкогольных коктейлей, насвая, других подобных опасных веществ. На мой взгляд, эта система требует доработки с учетом принятия всех комплексных мер.

Анастасия Карпачева