А что думают о проделанной работе педагог-психолог Наталья Константиновна Беликова и специалист по социальной работе, психолог Галина Валерьевна Кондрат?
— Наталья Константиновна! Что бы вы хотели сказать, подводя черту под нашим проектом?
— Я принимала участие более чем в 20 социальных проектах и могу сказать, что проект «Права ребенка – от осознания к реальной защите» — один из самых трудных и неоднозначных по своим результатам. Реализация данного проекта позволила выстроить алгоритм системы комплексного сопровождения семей в социально опасном положении, который необходимо внедрять в нашем городе. Однозначный вывод, к которому пришли все специалисты, сопровождающие семью — это необходимость привлечения к данной работе «куратора случая», что позволило бы организовать экстренное реагирование на кризисные ситуации в подопечных семьях. Но в практике региона штатная единица – «куратор случая» отсутствует, возможности ведения данного вида работ только разрабатываются…
Многие специалисты из образовательных учреждений откликнулись на участие в нашем проекте. Благодаря этому профессиональное сообщество педагогов-психологов и социальных педагогов школ приобрело дополнительные навыки психолого-педагогического сопровождения семей в социально-опасном положении и семей группы риска. И теперь каждый специалист на своем рабочем месте сможет оказывать им дополнительную помощь.
Работа в проекте позволила всем участникам улучшить личностные взаимоотношения, получить опыт налаживания детско–родительских отношений и повысить родительскую компетентность. В то же время, вмешательство в семейную конкретную жизненную ситуацию кажется многим специалистам не совсем приличным и даже разрушительным для некоторых семей. Однако не стоит забывать, что, несмотря на все усилия сохранить семью и не лишать детей существующих родителей, некоторые семьи просто могут представлять физическую опасность для детей (как это произошло недавно в Нижнем Новгороде). Тогда все усилия специалистов должны быть направлены на обеспечение безопасности и сохранения детской жизни.
Асоциальное поведение родителей: систематическое пьянство, скандалы, разврат, проявление жестокости, включая физические наказания, — разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия в семье, нередко толкая и детей на преступления.
Надеюсь, что информация о деятельности по нашему проекту не оставит многих равнодушными и вы не пройдете теперь мимо семейного скандала или просто плачущего ребенка.
— Галина Валерьевна! Что для вас значила работа по этому проекту?
— В рамках проекта было проведено очень интересное исследование, которое позволило создать социально-психологический портрет семьи, где дети находятся в социально опасном положении.
Исследование было направлено на углубленное понимание природы такого явления, как социальное сиротство в его целостности и непосредственной взаимосвязи с другими явлениями и осуществлялось через выявление круга убеждений родителей из неблагополучных семей, которые разрушительны для них. Серьезную угрозу для будущего детей при неблагополучных родителях представляют те убеждения, которые, отражаясь в сознании маленького человека, делают в его представлении нормой пьянство, насилие, ложь, грубость. Дети, как зеркала, отражают в своем поведении то, чем живет семья. Отражает каждый по-своему: кто-то агрессирует, кто-то отчаянно лжет, кто-то своевольничает, кто-то замыкается в себе, становится плаксивым, пугливым или отчужденным от близких. Но в любом случае ребенок страдает!
Через исследование специалисты проекта искали ответ на вопрос: что ставить «во главу угла» в работе с семьями, чье неблагополучие может еще не стало видимым для всех, но уже проявляется через поведение ребенка? Результаты подтверждают, что необходимо развивать систему выявления раннего семейного неблагополучия, и она может быть (и должна!) обогащена таким инновационным подходом к решению проблемы, как создание городской службы «кураторов случая». Скептик сейчас ухмыльнется: еще одна служба… Но, если осознать, кто такой «куратор случая», то мы видим, что это человек, который сопровождает семью несовершеннолетнего и помогает ему и всем членам семьи понять, что с ними происходит, узнать о своих правах; устанавливает с каждым членом семьи конструктивные взаимоотношения; направляет усилия на создание благоприятного климата во внутрисемейных отношениях, выступает посредником между семьей и помогающими специалистами (психологами, врачами), проводит профилактические беседы, дает рекомендации по разрешению трудной жизненной ситуации; способствует совместной деятельности семьи через вовлечение ее членов в различные мероприятия (социальные, досуговые, спортивные) и трудовую деятельность, формирует и поддерживает мотивацию детей и взрослых на преодоление возникших трудностей. Главная цель «куратора» — изменить установки семьи и ребенка, помочь им найти новые жизненные смыслы. Как мы видим, эти функции могут выполнять не только специалисты учреждений уже имеющейся системы профилактики, но и просто специалисты, имеющие опыт работы с людьми, например, из общественных организаций и муниципальных структур (в том числе пенсионеры).
Главное, чтобы все мы были неравнодушны и не проходили мимо детей, которые посылают нам сигналы о помощи.