Сегодня:

Алексей Кобилев – вице-президент Торгово-промышленной палаты Ростовской области, вспоминая о рождении новочеркасской ТПП, ответил на вопросы корреспондента ДН. Почему? Для чего? И как?

Алексей Кобилев

— Начало девяностых. Мы пытались вписаться в новую эпоху. Была организована Российская Торгово-промышленная палата, принят соответствующий закон, и мы видели, что ТПП – это объединение предпринимателей, которое выделяется среди союзов, саморегулируемых организаций и отраслевых ассоциаций.

Это было время, когда силами Палаты нужно было поддержать местную промышленность. В 90-е рушились промышленность, хозяйственные связи. Нужно было найти направление восстановления промышленного потенциала, нужна была организация, которая работала бы с конкурентами. Предприятия оказались брошенными, отраслевые министерства разрушены, ушел в небытие Госплан… И тут возникла идея.

Все и всегда начинается с идеи, а уж потом рассматривается возможность ее реализации.

С промышленными предприятиями была особая сложность: отсутствие заказов, сокращение штатов, задолженность перед энергетиками, местными бюджетами. В этом хаосе крайне нужна была организация, которая не то чтобы взяла на себя решение этих проблем, но могла бы их структурировать и создать поле для их решения.

В этой ситуации создание в Новочеркасске Торгово-промышленной палаты было одним из правильных стратегических ходов.

— Поверили ли предприятия, что, объединившись вокруг одного ядра, можно решить ряд проблем?

— Именно для этого к руководству палаты мы привлекли Романа Михайловича Фельдмана. В Новочеркасске это был непререкаемый авторитет и весьма уважаемый человек. Я же, со своей стороны, мог оказать административную поддержку предприятиям. В то время я не только возглавлял Комитет по управлению муниципальным имуществом Новочеркасска, но и был депутатом городской Думы. В эти годы шло разграничение собственности, раздел предприятий – от производственной части отделялись объекты соцкультбыта, которые воспринимались балластом. Была масса нюансов, которые нужно было обсуждать. Например, НЭВЗу оставили Дом культуры, стадион и базы отдыха – нельзя было лишать трудовой коллектив этих благ. Город тоже не мог взять на себя такую обузу, но НЭВЗ при акционировании взял на себя эти активы. И это заслуга местных органов власти. Законодательно мы все эти действия закрепили, проведя через решения городской Думы. На какой грани мы это сделали! Но главное, что сделали это.

— Но для НЭВЗа объекты соцкультбыта тоже были тяжелы?

— Тяжело, но лишить людей привычных благ было бы в разы тяжелее. И база отдыха, и стадион, и ДК – это нельзя было забирать у людей, ведь они и так попали в кризисный период. Торгово-промышленная палата помогала советом, пониманием. И…был тот самый административный ресурс, и использовался он не во вред, а во благо предприятий и их трудовых коллективов.

Вера в Палату была, потому что были конкретные примеры помощи. Предприятия понимали, что необходимо объединение, и, потеряв привычную вертикаль, стали объединяться по горизонтали вокруг ядра, которым стала Торгово-промышленная палата.

И, что очень важно, у нас было абсолютное понимание с Администрацией города и городской Думой.

Услуги ТПП тогда были целенаправлены и совмещались с возможностями местной власти. Можно сказать, что в 90-е местная власть слышала промышленников.

Еще пример того времени: приватизация молзавода. У него были собственные магазины, но они относились к продторгу.  Кто будет брать продукцию местного молзавода, если есть возможность продавать в этих торговых точках сникерсы? К сожалению, интересы торговли не совпадали с интересами производства. Мы помогли предприятию создать несколько собственных фирменных магазинов, сохранили молзавод и молочную продукцию для новочеркасцев.

Это было то время, когда ТПП обращалась в мэрию и просила помочь в организации фирменных магазинов. И это получалось, власть слышала бизнес.

В 2000-х годах власть отвернулась от бизнеса, отвернувшись от Торгово-промышленной палаты. Но ТПП не сдалась, начала наращивать количество услуг для своих членов, для бизнес-сообщества. Палата развивалась, но самостоятельно, в отрыве от исполнительной власти.

Сегодня городская ТПП опять работает в тесном контакте с Администрацией города, и это самый верный алгоритм работы. Именно государственно-частное партнерство дает наиболее яркие результаты. Тем более, что это партнерство власти с Торгово-промышленной палатой, а такого масштаба организаций, объединяющих бизнес-сообщество, просто больше нет.