Сегодня:

Музеи и общество. Их взаимоотношения в ХХI веке претерпевают изменения. Если сто лет назад перед музеем стояла задача передать знания, то в настоящее время на первый план выдвигается проблема формирования у посетителей восприимчивости, интереса к наследию, осознания его значения. Ресурсы этого многофункционального института задействованы в духовном и культурном развитии человека. И значительная их часть направлена на патриотическое воспитание граждан.

Ведь любой краеведческий музей или музей, имеющий краеведческую направленность, — «душа» города, своеобразный мостик между прошлым, настоящим и будущим. В его стенах дается возможность получения глубокого эмоционального отклика на происшедшие события, формирования представления о  долге и чести, ответственности и нравственности, понимания того, что без любви к своей Родине  невозможно воспитать патриотов.4,126

Своим посетителям Музей истории донского казачества предлагает немало мероприятий, сохраняющих культурную память и наследие не только донских казаков, но и всей страны, и эта интерпретация расширяет его  просветительскую и образовательную функции.

Регулярная организация выставочных художественных проектов даёт возможность знакомить горожан  с творческим наследием знаменитых живописцев, с творчеством современных мастеров. В настоящее время у новочеркасцев появилась прекрасная возможность побывать на выставке Студии военных художников России, которая разместилась на втором этаже головного здания музея.

Экспозиция компактна — 35 работ мастеров разных поколений. По словам одного из них — народного художника России Дмитрия Билюкина, работы в основном посвящены военной тематике — студия внесла значительный вклад в борьбу нашего народа против фашизма во время Великой Отечественной войны. Художники принимали непосредственное участие в тех исторических событиях, глубокое знание военной тематики позволило им создать уникальные произведения. Война для них стала школой профессионального мастерства.

Выставка приурочена к двум знаменательным событиям: 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и 80-летию со дня основания самой студии. Как известно, эта организация появилась благодаря инициативе выдающего мастера русской и советской живописи, нашего земляка Митрофана Борисовича Грекова.

Директор музея Светлана Сединко, чьими усилиями осуществлен этот проект, подчеркивает, что в стране насчитывается три места, связанных с именем донского живописца. Сохранившийся мемориальный дом-музей в Новочеркасске, художественное училище в Ростове-на-Дону и Студия военных художников в Москве.

Очень важно, чтобы контакты, содружество и сотрудничество между этими тремя институтами было плодотворным. Отношения со студией военных художников поддерживаются со времени открытия в 1957 году по инициативе вдовы Митрофана Борисовича Антонины Леонидовны и его племянниц мемориального дома-музея. В фондах учреждения хранится немало работ, подаренных живописцами, но подобная выставка организована в казачьей столице впервые.

Сам Греков очень трепетно относился к батальной живописи и пояснял, что военный художник — это особенный человек. Он должен знать военное дело и тайные запахи войны, побывать в шкуре военного человека и понюхать пороха, чувствовать народ на войне и поднимать его дух.

Греков мечтал создать свою панораму и организовать творческий коллектив художников. Первой мечте не суждено было осуществиться — скоропостижная смерть не позволила завершить работу над важным трудом жизни. А творческий коллектив был создан после ухода Митрофана Борисовича в ноябре 1934 года по приказу Ворошилова.  За эти годы художниками студии было выполнено более 80 диорам — по всей России, ближнему и дальнему зарубежью —  от первой «Сталинградской битвы» до цикла диорам на Поклонной горе.

И студия Грекова продолжает лучшие традиции русской и советской классической живописи. Важная патриотическая тема преобладает в произведениях военных художников. Работы, представленные на выставке, позволят новочеркасцам все прочувствовать и понять.

Николай Яковлевич Бут, народный художник России, 20 лет своего творчества посвятил одной теме — теме героев Аджимушкая. Она потрясла живописца, и он рассказывал о людях — советских воинах и жителях Керченского полуострова, которые были замурованы фашистами в катакомбах. Несмотря на острую нехватку воды, продовольствия, медикаментов, боеприпасов, осаждённые совершали дерзкие вылазки, наносили врагу удары, уничтожали его посты и танки. Чтобы спасти детей, собирали по капле конденсат. Из катакомб вышли только 70 человек — пятая часть попавших туда людей.

Народный художник СССР Николай Николаевич Жуков — особое явление в жизни студии военных художников. Бывший военный спецкор газеты «Правда» пришел в коллектив художественным руководителем и пробыл им 30 лет. Собирал по городам и весям самых талантливых ребят, давая им путевку в большую жизнь. Жуков оставил потомкам неоценимое наследие. После войны редакция газеты «Правда» направила его вместе с писателем Борисом Полевым своим корреспондентом на Нюрнбергский процесс, где он сделал несколько сотен рисунков.

Это своеобразный драматический спектакль в графике. Рисунки с процесса находятся в экспозиции выставки. У Жукова было ангажировано место на третьем ряду. Но когда его карандаш начал работу, нацистские преступники всячески закрывались, отворачивались. Тогда он ушел на последний ряд, взял полевой бинокль, держа его в одной руке, второй делал зарисовки. И они, эти зарисовки, сегодня имеют огромную ценность с точки зрения истории. Их нужно обязательно внимательно рассматривать.

На процессе показывали документальный  фильм: бежит маленькая пятилетняя девочка, с распростертыми ручками, за спиной и с обеих сторон горит разрушенная деревня.  Жуков изобразил, как в этот момент смотрят на эти кадры нацистские преступники — на их лицах нет ни жалости, ни сожаления. Поэтому рисунки того времени становятся для нас историческими документами — важными свидетелями! Они напоминают людям всех национальностей, что такое фашизм. Ведь он и сейчас выходит из темных углов, поднимается на поверхность и пытается вершить свои преступные дела.

Живопись, представленная на выставке,  отличается от сегодняшней современной живописи, прежде всего, эмоциональным накалом, предлагаемыми темами. Помимо патриотической, помимо батальной живописи, коллектив использует и другие темы, оставаясь при этом приверженцем  русской классической живописи. Что очень важно сейчас, когда размываются критерии в искусстве, раскручиваются  картины абсолютно бездуховного содержания, инсталляции и прочее.

Когда необходимо написать работу патриотического звучания, обращаются в Студию военных художников. Высокий профессионализм позволяет мастерам решать очень сложные задачи. Так было, например,  с восстановлением Бородинской панорамы, которая сгорела в год 50-летия Октября. За пять месяцев необходимо было заново написать холст размером 160 метров по окружности и 15 метров высотой. Никто из художников Советского Союза не взялся за это непростое задание. А 10 грековцев за пять месяцев восстановили полотно Рубо, от которого после пожара осталась одна лишь двадцать четвертая часть.

Растить патриотов в наше время непросто, но возможно. Культура — именно тот инструмент, который позволяет бороться с разными деструктивными моментами. Наша многовековая история свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу. Особое место в этом процессе принадлежит музеям, чьи коллекции, выставочные проекты и различные мероприятия  предназначены в первую очередь для того, чтобы раскрыть грядущим поколениям ратные подвиги их отцов, дедов, прадедов, показать истоки патриотизма, обеспечить преемственность гражданских традиций.

Виктория Хлебникова.

Фото автора.