Сегодня: 20 апреля 8647, Вторник

«Знал бы, где упаду, соломки подмостил бы» — говорят старые люди, и сами же, вздыхая, признают, что такое редко кому удается. Беда пришла, большая беда в дом людей, где еще вчера жило маленькое человеческое счастье, и у счастья было имя – Анна. Анна с древнего арамейского языка означает благодать, а тут отнялась благодать внезапно.

Разные люди сейчас судачат, да языком чешут… Обсуждают и осуждают там и о том, где и о чем понятия не имеют в действительности. Вот и я, в силу своего скудоумия, хотел бы попросить таких людей умолкнуть и не умножать боль и скорбь, пришедшую в жизнь двух семей. Или проще, в силу своего положения и компетенции, а еще больше — в силу оказанного пострадавшими семьями доверия, хотел бы набросить платок хоть на один поганый роток. Дабы умолкли и отнеслись с почтением к человеческому горю.

Итак, попробуем восстановить ход событий. В одном дворе жили две молодые семьи. У каждой свой мир, свои орбиты жизненного пространства, и в общем-то жили своим, не пересекались. Жили своим, радовались, тревожились, переживали, но не пересекались. Как и многие из нас. Но вот беда свела их. Древний Вергилий сказал однажды: «Слепой случай меняет все» — и пронеслись его слова крылатым выражением сквозь века и даже тысячелетия.

Слепой случай меняет все. На днях был летний, южный вечер, наша маленькая Анна – благодать, словно солнышко в окошке, как всегда гуляла с мамой, ей, как и каждому ребенку, в возрасте около двух лет, еще предстояло открывать этот большой мир, держась за руку матери. Всегда рядом были сильные руки отца – способного защитить от разных бед, оторвать от земли и укрыть на своей груди от всего. Дети инстинктивно тянутся к родителям, привыкая к их дыханию, запаху, родному голосу, сердцебиению. Ведь родители, если они не только производители, – несут любовь. Может и сами того не осознавая, возможно, где-то коряво, но детям несут любовь. А дети – маленькие дети — любят в ответ. Любят не за что-то, как взрослые часто, дети любят просто так, за то, что мы есть в их жизни. Это свойственно маленькому ребенку, и только потом, взрослея, ребенок часто теряет эту простоту и искреннюю любовь к родителям. Так же, как человек теряет благодать Божию, отдаваясь обидам, ссорам, осуждениям. Культивируя свой эгоизм и гордыню – а проще, впуская в свою жизнь грех.226

Скорбен жизненный путь человеческий, и неумолимо верна библейская истина, что всяк рожденный должен умереть однажды. Перстен, смертен человек – но кто об этом задумывается, когда жизнь только началась, и, кажется, все еще впереди и будет вечно, ну, по крайней мере долго, будет время.

Время вообще, как категория в жизни мира и человека, имеет свойство восприниматься различно: то тянуться, почти замирать, то бежать, уходить, как песок сквозь пальцы. Время в жизни человека, да и всего в этом мире – имеет свои сроки, не нами установленными, и не нам их менять. Время имеет начало и где-то для каждого будет иметь свой конец, а потом придёт время других людей, и им на смену придут так же другие… И так должно быть. Бесконечный поток времени, состоящий из отрезков, маленьких жизненных отрезков конкретных людей. Которые, как и я в том числе, приходим в мир, как странники лишь на время…

По соседству с Анной, ее братом и ее родителями поселилась еще одна молодая семья. У этой семьи была своя, незаметная для большинства боль и надежда. Они мечтали и мечтают стать родителями. Чтобы маленькие ножки топали рядом, а маленькая теплая ручка скрылась в родительской ладони, звонкий голосок нарушил тишину дома, и этот кто-то назвал их однажды «папа» и «мама». Супруги эти любили и любят друг друга и с волнением ждали этого чуда. Однажды их посетила ужасная беда — «плод замер», ребенок не захотел прийти в этот мир. Супруги погоревали, так и не испытав радость отцовства и материнства, но не отчаялись. Вновь папа подарил семечко маме по любви, и Господь оглянулся на этих двоих и послал им новую жизнь. Новая жизнь забилась под сердцем у будущей мамы. Радость вновь появилась в их глазах. Но спустя малое время пришло и волнение, возникла та же угроза потерять нерожденное дитя. Потребовалась помощь специалистов, и было решено положить будущую маму «на сохранение».

В тот роковой вечер возникла необходимость ехать на машине в больницу. Что было в голове у будущего отца, не знаю, так как органами следствия он помещен под домашний арест, без права покидать квартиру и без права общаться с людьми – за исключением своих родителей и следователя. На то есть следственные причины. Священнику тоже пока не позволили увидеть невольного виновника трагедии.

Он будущий отец, и очень не любил ездить за рулем, чувствовал себя не уверенно, отказывался, ездил мало, и в общем-то действительно был плохой водитель. Но будущая бабушка сейчас со слезами вспоминает, коря себя, что настояла: «Поезжайте в больницу». И они поехали…

Сделав все необходимое с волнением и своими мыслями будущий отец возвращался домой.

Уже во дворе, не на проезжей части разыгралась трагедия, когда он собирался парковаться у дома. Будущий дедушка, простой-то человек – станичник, который также сидел в этой машине рядом с водителем, сказал мне: «Я не могу понять, как все это произошло, сам не понял, что и как произошло, но случилось все так быстро». В считанные секунды машина под управлением горе-водителя рванула на парковке и сбила насмерть маленькую Анну. Мама, которая стояла в шаге от ребенка, просто не успела защитить, спасти свою дочь. Анна погибла на месте – благодать ушла, а кровь ребенка мгновенно оросила мать, сердце которой сжалось и было готово остановиться в любой момент, как и сердце дочери.

Как ведет себя человек в экстремальной ситуации, всегда ли он способен трезво оценить ситуацию? Увидеть себя со стороны, сделать правильный вывод и не наделать глупостей?

Люди слабы. Даже самые сильные люди – слабы. И слабость эта кроется внутри нас. Испорченная грехом человеческая природа, с расслабленной волей, внесла настоящую «порчу» в личность человека. Как говорят древние святые отцы: Господь вложил в каждого из нас разум (способность осмыслять, погружаясь в ситуацию мыслями, или, абстрагируясь, обозревать ее со стороны), чувства (способность сопереживать сердцем и таким образом тоже постигать этот мир и людей рядом) и, наконец, волю. Свободную человеческую волю, согласно которой человек должен жить и выбирать лучшее, становясь и оставаясь человеком в любой ситуации. А также нести ответственность за свой выбор – сознательный или нет, но нести ответственность, не оправдываясь и не перекладывая ее на других: Бога ли, людей ли, обстоятельства ли… Последние мы не выбираем, а только решаем и поступаем в их рамках. Поступаем верно или не верно – «Знал бы — где упасть… соломки б подмостил…».

Анна ушла от нас, и сегодня мы будем ее провожать, молиться о чистой душе, чтобы Господь принял ее милостиво как Отец и потерпел нас. А мы в свое время пойдем следом этим же путем, и нас будет ожидать встреча с теми, кто ушел вперед нас, и встреча с праведным Судьей. Господь будет судить каждого из нас за все дни и годы нашей жизни, отпущенные нам. За все возможности и таланты, что были и есть, даны нам. Мы будем держать перед Ним неминуемо ответ. Кто избежит смерти? Кто избежит этого страшного суда? Для одних эта встреча радостна с ушедшими ранее близкими и своим Творцом, для других будет страшна, ведь нечего будет ответить, а Судия не подкупен. Вот и живет человек, ошибаясь, спотыкаясь и падая, для того чтобы подниматься, каяться, мириться, исповедоваться здесь. Пока Судия не еще не призвал на суд всей жизни.

Чувства… Чувства наши порой нас подводят, а если еще нет ясности ума, если внутри боль и скорбь, страх или обида, человек способен удвоить или утроить беду по своей воле. Плохо, когда рядом дурные советчики, дающие дурные советы, как яд изливающийся в уши их. Как донести, что и гражданский суд предстоит, бояться его не надо? Как донести, что суд Божий надо бояться и готовиться к нему здесь и сейчас. Не унывать, не впадать в безумие, не помышлять о мести или суициде, малодушно пытаясь свести счеты с жизнью. Нельзя и вынашивать мысли мести, ибо это не вернет дитя Анну, не вернет благодать и не уврачует внутреннюю боль. Как донести, что проклятия вернутся к тому, кто их посылает неминуемо? Как сделать, чтобы умолкли злые языки, что за спиной, и в соцсетях, в интернете бесцеремонно несут сплетни и осуждение, умножая человеческую боль? Как донести, что советы адвокатов за ваши же деньги о «встречном иске за материальный ущерб и прочие справки» — это путь к долгой затяжной войне? Никому не нужной войне людей.

Всякая война завершится потерями. У меня перед глазами стоит образ – картина Верещагина «Апофеоз войны» — на ней поле, ясное небо, нет живых, есть гора человеческих черепов и костей да воронье… Много раз, бывая в Москве, я приходил в Третьяковскую галерею и подолгу вглядывался в это творение старого мастера.

Волей судьбы, мне суждено было крестить Анну, мне же доверено и провожать ее. Не знаю, зачем и почему Господь свел эти семьи в беде, и свел их в нашем храме. Ибо беременная жена со слезами из множества храмов города (а их у нас 12 действующих) выбрала наш храм великомученика Георгия Победоносца и тоже пришла ко мне. Спустя пятнадцать минут после безутешных родителей Анны. Мы общались с бабушками и с одной и с другой стороны… Все плачут и говорят с горечью в голосе, спрашивают. Они бабушки плачут и просят донести их скорбь и боль до других. Другие спрашивают, как побороть режущее изнутри чувство обиды и мысли о мести, когда они тут: закрываем и открываем глаза, а они тут…

Мы никогда не найдем ответ, за что это нам, или почему это с нами произошло. Мы должны это принять и мужественно, по-христиански пройти, в память об ушедшей Анне, с молитвой за нее. В память о Страшном суде Божьем, что ждет нас. Будем молиться и готовиться к встрече, и дай Боже нам мудрости и сил все это пережить и остаться людьми.

Отец Александр,

настоятель храма великомученика Георгия Победоносца.

На изображениях: праотец Иов многострадальный (Книга Иова из Ветхого завета в Библии, была составлена около 4 тысяч лет назад с целью приблизить человечество к пониманию вопроса без ответа “почему страдает праведник?”. Рядом с Иовом его друзья и жена, и все давят на него, а Иов тоже потерял детей; Христос как Отец принимает блудного сына из евангельской притчи. Блудный сын кается, возвращаясь в отчий дом. Отец же, как любящий, не давит, а принимает, видя покаяние не только словом, но и делом.

P.S. Разрешение на эту публикацию дали обе семьи, в которые пришло горе.