Сегодня:

17 июня 2015 в Ростове-на-Дону,  в Донской Государственной публичной библиотеке по инициативе Ростовского регионального отделения ООЗС «Родительское Всероссийское Сопротивление» состоялось обсуждение вступившего в действие с 1 января 2015 года Федерального закона №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ», практическое применение которого способно повлечь негативные последствия для семей, волей обстоятельств испытывающих те или иные материальные или другие жизненные трудности. Здесь же были рассмотрены предложения по внесению изменений (поправок) в указанный Федеральный закон, разработанные членом Общественной палаты РФ юристом-экспертом Л.Н. Виноградовой.

Участники заседания – представители общественных организаций по вопросам защиты семьи и детства — отметили, что Федеральный закон №442-ФЗ призванный обеспечить социальную поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, граждан пожилого возраста и инвалидов, имеет положительные стороны. В качестве положительных сторон, в частности, отмечены:

1.Предоставление гражданам более комфортных условий для нахождения и проживания в учреждениях системы социального обслуживания. Данные положения зафиксированы в части 4 статьи 19 «Формы социального обслуживания».

2.Обязательность раскрытия информации о поставщике социальных услуг. Вследствие чего граждане на своё усмотрение вправе будут выбрать организацию для выполнения индивидуальной программы среди поставщиков услуг. Данные положения отражены в подпунктах 13 и 14 пункта 3 статьи 25 «Реестр поставщиков социальных услуг».

Однако участники заседания также отметили, что Федеральный закон №442-ФЗ содержит и ряд негативных аспектов и противоречий, среди которых, в частности:

  1. Не ясна целесообразность принятия Федерального закона №442-ФЗ взамен действовавших до 1.01.2015 Федеральных законов от 02.08.1995 N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и от 10.12.1995 N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».
  2. Кроме того, финансирование расходов по исполнению положений указанного закона возложено на региональные бюджеты, что неизбежно ухудшит положение граждан. Для справки, в принятом бюджете Ростовской области предусмотрен дефицит 9,7 миллиардов рублей, составляющий 9,94% от доходной части.
  3. Федеральным законом №442-ФЗ вводится ряд неконституционных норм, посягающих на неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища (ч.1 ст.23 Конституции РФ, ч. 1, 2 ст. 137 УК РФ), позволяющих произвольно вмешиваться в дела семьи (ст. 1 Семейного кодекса РФ) и, кроме того, выходящих за рамки предмета правового регулирования этого Закона, заявленные в его статьях 1-3.

Согласно пункту 1 статьи 15 гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании, если в семье существует внутрисемейный конфликт. Но сам по себе «конфликт» в семье не может быть объектом внимания кого бы то ни было, кроме сторон конфликта. Вряд ли бывали в истории человечества такие семьи, в которых никогда не было никаких конфликтов. Соответственно, данный пункт позволяет объявить нуждающимся в соцобслуживании вообще любого человека.

Пункт 8 статьи 15, ввиду «расплывчатых» формулировок, бесконечно расширяет рамки вмешательства в личное пространство гражданина. Согласно пункту 8 статьи 15, признать нуждающимся в социальном обслуживании можно практически любого гражданина РФ. Расплывчатость формулировок опасна тем, что может обернуться произволом чиновников на местах. А социальная помощь гражданам — это зачастую тончайшая работа, которая может строиться лишь по одному принципу: “Не навреди”.

В статье 3 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе»  даётся понятие профилактики обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании. Статья 29 ФЗ № 442 устанавливает, что профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость гражданина в социальном обслуживании, в том числе осуществляется путём «обследования условий жизнедеятельности гражданина, определения причин, влияющих на ухудшение этих условий».

В то же время, в законе не указано, что к профилактическим мерам соответствующие органы должны приступать после обращения гражданина за какой-либо помощью в органы социального обслуживания.

Следовательно, органы межведомственного взаимодействия будут иметь право входить в жилища, проводить «обследование», «выявление причин» ещё до наступления обстоятельств, дающих право на социальное обслуживание. Что можно расценивать никак иначе, как  «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия», а это прямо запрещено частью 1 статьи 24 Конституции Российской Федерации.

В пункте 1 статьи 22 не указано, кто определяет необходимость предоставления социальных услуг. Поэтому оно может быть навязано гражданину.

Регламентированные статьями 22 и 29 мероприятия не имеют отношения к социальным услугам в понимании Федерального закона № 442-ФЗ (ст.3). То есть они не относятся к предмету регулирования закона, в силу этого на мероприятия в отношении граждан, проводимые согласно этим статьям, не распространяется принцип добровольности социальных услуг (ст.4, п.5).

В целом, Федеральный закон № 442-ФЗ предусматривает куда более широкое участие в социальном обслуживании населения как некоммерческих, так и коммерческих организаций, но не регламентирует контроль профессионализма и качества предоставляемых услуг. Таким образом, на смену профессионалам, получившим соответствующее образование и всю жизнь совершенствующим своё мастерство, приходят любители.

Участие волонтёров в социальной работе должно всячески поощряться. Но контролировать и регламентировать волонтеров должны специалисты.

Кроме того участники совещания выразили опасения, что увеличение количества коммерческих организаций, участвующих в предоставлении социальных услуг, будет производиться при резком уменьшении количества государственных организаций, осуществляющих до настоящего времени социальное обслуживание населения, за счет изменения формы собственности таких организаций. Такое развитие событий,  несомненно, повлечет за собой значительное снижение качества и профессионализма социальной поддержки населения в целом.

 

Участники заседания в заключение отметили, что предлагаемые изменения в статьи 7, 15, 22, 29 Федерального закона №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» устранят нормы, нарушающие конституционные права граждан на неприкосновенность частной жизни и неприкосновенность жилища (ст. 23, 24, 25 Конституции РФ), а также  на свободу в заключении договора (ст. 420, 421 ГК РФ).

 

По результатам обсуждения рекомендуется Общественной палате Российской Федерации:

  1. Провести общественные обсуждения ФЗ 442 “Об основах социального обслуживания граждан в РФ” в Общественной палате РФ, создав с этой целью рабочую группу экспертов. Заключение общественной экспертизы закона направить в Государственную Думу для разработки законопроекта о внесении изменений в ФЗ-442.
  2. В процессе общественных обсуждений принять во внимание предложения, сформулированные в проекте ПФЗ “О внесении изменений и дополнений в ФЗ 442 “Об основах социального обслуживания граждан в РФ” разработчиком, членом Общественной палаты РФ Виноградовой Л.Н.
  3. В составе рабочей группы обязательно должны присутствовать специалисты-профессионалы — сотрудники ведомств, деятельность которых затрагивает Федеральный закон №442-ФЗ, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия.

Игорь Бигаев,

член Ростовского регионального отделения

ОООЗС «РВС».

В мероприятии приняли участие:

  1. Бигаев Игорь Владимирович — член Ростовского регионального отделения ООЗС «Родительское всероссийское сопротивление («РВС»).
  2. Шеховцова Ирина Борисовна — член Ростовского регионального отделения ООЗС «Родительское всероссийское сопротивление («РВС»).
  3. Киселева Людмила Петровна — председатель Региональной общественной организации “Донская семьЯ”.
  4. Петрашко Людмила Николаевна — председатель Правления Ростовского регионального отделения благотворительного фонда “Российский детский фонд”.
  5. Канивец Наталья Николаевна — сотрудник отдела по церковной благотворительности и социальному служению Ростовской-на-Дону епархии
  6. Пивоварова Ольга Николаевна — президент Фонда ”Центр защиты материнства “Возрождение”.
  7. Иванова Татьяна Сергеевна — сотрудник Фонда ”Центр защиты материнства “Возрождение”.
  8. Косинов Сергей Александрович — руководитель фракции “Справедливая Россия».

 

СПРАВКА от «ЧЛ»:

Родительское Всероссийское Сопротивление (РВС) – организация, появившаяся в результате общественного движения против внедрения в нашей стране ювенальных технологий. Одну из ведущих ролей в организации гражданского антиювенального протеста играет движение «Суть времени», которое и стало инициатором создания РВС.

Организация зарегистрирована решением Минюста РФ от 02.04.13.

Телефон горячей линии 8 (800) 100 97 24

В Ростове-на-Дону с представителями РВС можно связаться по тел. +7(918) 530 30 60; e-mail: rostov.rvs@gmail.com

Адрес: 344010, г. Ростов-на-Дону, пер. Газетный, 121/262А, оф. 601.