Сегодня:

Трудная жизнь у автомобилистов. И сейчас, в начале лета, когда многие-многие тронулись и поехали (лето и отпуск зовут!), хочется поговорить о тех, кто за рулем. А еще – о страховщиках, эвакуаторах, сотрудниках ГИБДД – все тех препятствиях и «ухабах», которые встают на пути и мешают законопослушным (подчеркиваем это) водителям мчаться вдаль в свое удовольствие.

В общем – поехали!

БЕЗ  ОСАГО  НЕ  УЕДЕШЬ…

И правда! Поэтому каждый водитель спешит в страховую компанию за полисом ОСАГО. Казалось бы, какие проблемы! Заплатил денежки, подписал договор, сунул его в «бардачок» — всё, полный вперед. Ан, нет… Тут страховщики такое удумали…

В период 12 февраля по 10 сентября 2014 г. в Ростовского Управления ФАС (Федеральной антимонопольной службы) поступило свыше 120 жалоб. Автовладельцы жаловались на навязывание им дополнительных услуг при продаже полисов ОСАГО.

УФАС возбудило дело о нарушении п. 1 ч. 4 ст. 11 закона о защите конкуренции в отношении ОСАО «Ингосстрах», ООО «Росгосстрах», ЗАО «УралСиб», ОАО «СГ «МСК», ЗАО «МАКС», ООО «СК «Северная казна», ООО «СК «Согласие», ЗАО «ГУТА-Страхование», ОАО «Альфастрахование», СОАО «ВСК», ОАО «СК «ЭНИ», ООО «СГ «АСКО», ОАО «ГСК «Югория» и ООО «РЕСО-Гарантия»

— Обязательным для владельцев транспортных средств является только страхование гражданской ответственности путем заключения договора ОСАГО, все прочие виды страхования абсолютно добровольны. Если страховая компания отказывается заключать договор ОСАГО без дополнительных платных услуг, то такие действия незаконны, — комментирует ситуацию заместитель руководителя Ростовского УФАС России Наталья Александровна Кожемяко. —

Все указанные страховые компании входят в ТОП-20 страховых организаций страны и имеют филиалы почти во всех субъектах РФ. В сложившейся ситуации автовладельцу на территории ряда муниципальных районов Ростовской области некуда обратиться за заключением договора ОСАГО, так как страховые компании, имеющие разветвленную филиальную и агентскую сеть, осуществляют единообразные, синхронные действия, нарушающие антимонопольное законодательство, которые квалифицируются как сговор.

Рассмотрев поступившие жалобы, комиссия Ростовского УФАС признала 14 страховых компаний нарушившими закон «О защите конкуренции», на них были наложены административные штрафы, выдано предписание о прекращении нарушения.

Страховщики не согласились с решением антимонопольного органа и обжаловали его в Арбитражный суд. Управлению ФАС пришлось доказывать наличие «соглашения» и «согласованных действий» у страховых организаций региона. При этом антимонопольный орган исходил из того, что всеми привлеченными к участию в деле страховыми организациями была выработана единая политика совмещенных продаж по схеме «ОСАГО + договор добровольного страхования». Такая политика совмещенных продаж полисов ОСАГО сложилась на рынке OCAГО в Ростовской области со второго полугодия 2013 г. Это было обусловлено, во-первых, резким снижением доли ООО «Росгосстрах» вследствие открытой политики навязывания добровольных видов страхования при оформлении полиса ОСАГО. Во-вторых, страховщики таким образом планировали увеличить количество заключаемых договоров добровольного страхования, а тем самым и прибыль.

Первоначально суд принял сторону страховщиков. Решением Арбитражного суда Ростовской области от  12 февраля  2015 года решение и предписание Ростовского Управления ФАС признаны недействительными. По мнению суда, УФАС «не доказан факт нарушения страховыми компаниями п. 1 ч. 4 ст. 11 закона о защите конкуренции».

Теперь уже УФАС обратилось в суд, обжалуя решение первой инстанции в инстанцию апелляционную. И Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд 8 июня отменил решение Арбитражного суда Ростовской области, удовлетворив жалобу антимонопольного органа.

Так что страховщикам придется теперь и штрафы заплатить и прекратить, наконец, навязывать дополнительные услуги при продаже полисов ОСАГО.

СТРАСТИ  ПО  ЭВАКУАТОРУ

Федеральный закон Российской Федерации от 8 июня 2015 г. N 143-ФЗ “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 21 Федерального закона “О безопасности дорожного движения” призван защитить права автомобилистов от произвола эвакуаторщиков. Поэтому советуем ознакомиться с ним внимательно и применять по необходимости. Указанные поправки вступают в силу с 19 июня 2015 г., кроме одного пункта, о котором мы скажем ниже.

Итак, какие новации ждут человека за рулем?

Во-первых, задержание транспортного средства больше не распространяется на случай, когда водитель забыл права дома. Штрафа (500 руб.), правда, не избежать, но эвакуатор «просят не беспокоиться».

Во-вторых, эвакуировать автомобиль можно только в том случае, если он припарковался под знаком, оснащенным дополнительной информационной табличкой, сообщающей о том, что работает эвакуатор. И только! А не как раньше — припарковался с нарушением требований знаков и дорожной разметки, ищи машину на штрафстоянке. (Эта поправка, в отличие от всех остальных, вступит в силу через 60 дней после официального опубликования закона – в «Российской газете» он опубликован 10 июня).

В-третьих, если есть возможность устранить причину задержания машины до того, как эвакуатор тронулся с места, то автомобиль должны вернуть. Поводом может быть появление водителя.

В-четвертых, должностное лицо, оформившее задержание ТС, должно присутствовать на месте, пока эвакуатор не тронется. И таким образом, в случае своевременного появления водителя на месте эвакуации, именно это лицо принимает решение о возвращении автомобиля.

В-пятых, отныне возможна эвакуация автомобиля, припаркованного на месте, предназначенном для инвалидов. На них могут стоять только те автомобили, которые перевозят инвалидов и имеет соответствующий знак. За незаконную установку этого знака вводится еще и штраф – 5 тысяч рублей.

В-шестых,  не позднее чем за 20 дней до установки дорожного знака или нанесения разметки, запрещающих въезд всех транспортных средств в данном направлении, остановку или стоянку транспортных средств либо обозначающих дорогу или проезжую часть с односторонним движением либо выезд на такую дорогу или проезжую часть, граждане информируются о введении соответствующего запрета и (или) изменении схемы организации дорожного движения, а также о причинах принятия такого решения. Информировать можно любым способом (сайт, стенд, табло), главное, чтобы водитель заранее знал, что здесь, к примеру, с понедельника стоянка будет запрещена. А то ведь бывало: поставил вечером машину в чистом поле, а утром нашел … под запрещающим свеженьким знаком. И гаишник уже тут как тут…123

*     *     *

Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) провел специальное заседание по вопросам защиты прав автомобилистов и других участников дорожного движения. В результате были приняты рекомендации, в том числе касающиеся правил эвакуации автомобилей.

В частности, предлагается разработать механизм обязательного информирования владельцев транспортных средств по мобильному телефону о предстоящей эвакуации, а затем – о месте хранения эвакуированного транспортного средства. Предусмотрено, что при задержании и перемещении транспортных средств обязательно должны использоваться средства видеофиксации.

Кроме этого, СПЧ рекомендует исключить применение эвакуации транспортных средств, не препятствующих движению, лишь на том основании, что водители нарушили требования требований дорожных знаков или разметки. По мнению специалистов, эта мера не соответствует тяжести данного правонарушения и грубо нарушает права человека.

СПЧ предлагает изменить и порядок выдачи ТС со штрафстоянки: по мнению членов Совета, автовладельцам достаточно предъявить документы, удостоверяющие личность и подтверждающие право владения автомобилем.  Рекомендуется отменить требование квитанции об оплате расходов на перемещение и хранение ТС.

СПЧ предусматривает и запуск «горячей линии» с круглосуточным режимом работы для информирования владельцев транспорта, «удостоенного» эвакуатора.

Рекомендации СПЧ также касаются организации парковочных мест. В частности, предлагается запретить создание общих парковок на придомовых парковочных территориях жилых домов, обеспечив их использование только для парковки автомобилей жителей или работников предприятий, расположенных в этом здании; увеличить количество бесплатных парковочных мест для инвалидов, пенсионеров, многодетных граждан, а также для посетителей медицинских учреждений, органов государственной власти, иных социально значимых объектов, возложив данную обязанность на владельцев земельных участков, на которых размещены такие парковки. Совет при президенте также рекомендует отменить платный режим парковок в вечернее и ночное время (с 20.00 до 8.00 часов).

 

Все то, о чем я рассказала вам сегодня, уважаемые водители, знать не мешает. Более того – это поможет вам притормозить обнаглевших страховщиков или отогнать от своей машины труженик-эвакуатор. При одном условии – не нарушайте ПДД и законы сами.

Елена Надтока.

На фото: водитель-москвич просидел в своей машине, погруженной на эвакуатор, 22 часа и добился отмены эвакуации.