КАК НЕ ВОЛНОВАТЬСЯ НА ЭКЗАМЕНЕ?
В последнее время учащиеся старших классов задают вопросы, связанные, с процедурой проведения ЕГЭ и ГИА, и просят дать совет о психологическом настрое, необходимом для успешного прохождения испытаний. Вот некоторые рекомендации:
— ПОДЫШИ, УСПОКОЙСЯ. Удели 2-3 минуты тому, чтобы привести себя в состояние равновесия. Вспомни о ритмическом дыхании, аутогенной тренировке.
— БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН! В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк). От того, насколько хорошо ты запомнишь все эти требования, зависит правильность твоих ответов.
— СОБЛЮДАЙ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ЭКЗАМЕНЕ! Не выкрикивай с места, если ты хочешь задать вопрос, подними руку. Твои вопросы не должны касаться содержания заданий, тебе ответят только на вопросы, связанные с правилами заполнения бланка или в случае возникновения трудностей (опечатки, непропечатанные буквы, отсутствие текста в бланке и т.п.).
— СОСРЕДОТОЧЬСЯ! После заполнения бланка регистрации постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша!
— НЕ БОЙСЯ! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
— НАЧНИ С ЛЕГКОГО! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, пропуская пока те, что могут вызвать долгие раздумья. Помни: в тесте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в обычный ритм. Ты освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на сложные вопросы. Будет обидно недобрать баллов только потому, что не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызвали затруднения.
— ЧИТАЙ ЗАДАНИЕ ДО КОНЦА! Спешка не должна приводить к тому, чтобы стараться понять условие задания по «первым словам» и достраивать концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
— ДУМАЙ ТОЛЬКО О ТЕКУЩЕМ ЗАДАНИИ! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому опора на знания по предыдущим заданиям не помогает, а только мешает сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Эго правило может иметь еще один вариант, и следование ему даст тебе бесценный психологический эффект: забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание — это шанс набрать баллы.
— ИСКЛЮЧАЙ! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).
— ЗАПЛАНИРУЙ ДВА КРУГА! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким, доступным для тебя заданиям (первый круг), тогда ты успеешь набрать максимум баллов на тех заданиях, в ответах на которые ты уверен, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить (второй круг).
— УГАДЫВАЙ! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть один вариант другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой ответ, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.
— ПРОВЕРЯЙ! Обязательно оставь время для проверки своей работы, хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами ответы и заметить явные ошибки.
— НЕ ОГОРЧАЙСЯ! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это не всегда реально. Учитывай, что количество решенных тобой задач вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.
ЕСЛИ МЕНЯ ОБИЖАЮТ…
Очень часто на приемах в Детской юридической консультации звучат такие вопросы: «Как мне поступить, если в классе меня обижают, бьют, издеваются?», «Я вижу, как гнобят моего одноклассника, но не знаю, как себя вести? Чем ему помочь?».
К сожалению, в некоторых школьных коллективах есть подростки, которые издеваются над более слабыми одноклассниками. Конечно лучше, если ребята находят в себе силы разобраться в происходящем самостоятельно, но это происходит далеко не всегда. Не терпи, не думай, что все само пройдет, ситуация будет только усугубляться. Не бойся привлечь к данной ситуации взрослых. Не бойся выглядеть «доносчиком» или «предателем»: ты отстаиваешь свои права или защищаешь более слабого. В каждой школе есть педагоги-психологи, социальные педагоги. Во всех школах города есть уполномоченные по правам ребенка. Посмотри, кому ты доверяешь и сможешь рассказать о сложившейся ситуации. Хорошо если ты можешь решить проблему в своем учреждении, но если нет, то ты можешь обратиться в психолого-педагогический центр «Гармония» по адресу: ул. Комитетская, 115/ул. Пушкинская, 26, тел. 22-60-16.
Наталья Беликова,
психолог.