Сегодня: 18 апреля 7260, Воскресенье

Удивительная вещь – малая сцена!  Пространство между актерами и зрителями сужено до предела. Зрители первого ряда – на одной плоскости  с героями спектакля, и, шагнув вперед, чтобы сделать пару снимков,  я оказалась  … у костра, где ночью, на привале, перебирал гитарные струны солдат…

«Как молоды мы были…» — этими строками из песни А. Градского открывается литературно-музыкальная композиция «Я помню, значит, я живу!» (режиссер-постановщик Наталья Лебедева).

Последние счастливые довоенные дни.  Веселая и, конечно, влюбленная молодежь. Фото на память.  Потом эти снимки будут хранить  долгие 1418 дней и ночей разлученные войной люди – многие навсегда.

На экране – кадры военной хроники.   А на их фоне – хрупкая девушка, читающая стихи: о войне, о любви.  В исполнении актеров труппы – стихи поэтов-фронтовиков, С.Я. Маршака, Владимира Высоцкого. И песни – песни военных лет.

Отрывок из спектакля по пьесе А. Арбузова «Мой бедный Марат» органично вплетается в канву композиции.  Марат и Лика – рождение любви в блокадном Ленинграде, в чудом уцелевшем единственном подъезде разрушенного дома.

Трогательное стихотворение С.Я. Маршака про трехлетнего мальчонку из села Поповка:

Среди сугробов и воронок

В селе, разрушенном дотла,

Стоит, зажмурившись, ребенок —

Последний гражданин села…

При нем избу его спалили,

Угнали мамку со двора

И в наспех вырытой могиле

Лежит убитая сестра…

Малыш плачет без слез, а ребята постарше уже помогают взрослым бить фашистских гадов!

— В редакцию газеты «Омская правда» пришло письмо, — рассказывают зрителям актеры. Шестилетняя Ада Занегина собирала деньги на куклу – 122 рубля и 25 копеек. Она решила отдать их на танк, чтобы разбить Гитлера и поехать домой, в Смоленскую область. И другие дети стали собирать деньги на танк! Отдавали собранное на пальто, на сапоги… В отделении Госбанка открыли счет. Деньги поступали каждый день: рубли, даже мелочь. И дети собрали на танк, и он был куплен. Танк назвали «Малютка», и его повела в бой 22-летняя механик-водитель Катя Петлюк – впервые под Сталинградом в ноябре 42-го… Есть у этой истории и другие подробности, которые выходят уже за рамки спектакля. Тем лучше: у молодого поколения, кому, прежде всего, адресована постановка, будет возможность самому полистать страницы истории. И думаю, полистают: в этом месте спектакля школьники, онемевшие от волшебной силы искусства, усиленной требованием классного руководителя соблюдать дисциплину, не выдержав, зааплодировали.

 

Трагические строки стихов Владимира Высоцкого и Юлии Друниной… Но вот – самая что ни на есть оптимистическая нотка В. Лебедева-Кумача:

Кто сказал, что надо бросить

Песни на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне!

И вот вам, пожалуйста, походный баян и пляски от души в редкие часы передышки между боями. И частушки! И смерти никто не боится, ведь как говорит легендарный Василий Теркин – герой А.Т. Твардовского, для нее как-то и времени года подходящего нет:

— Если горько гибнуть летом,

Если осенью не мед,

Если в зиму дрожь берет,

То весной, друзья от этой

Подлой шутки – душу рвет.

… Вот так и шли они к Победе. Долгие почти четыре года. И она пришла к ним весной 45-го.

— Этот День Победы

Порохом пропах! –

пели актеры, одетые в военную форму. Пели и плакали. Слеза катилась по щеке мэтра Александра Коняхина, мокрыми были щеки молодого актера, фамилию которого я не знаю… Как клялись, пели Игорь Лебедев и Эдуард Мурушкин, их однополчане…12,-617

Зал встал и аплодировал стоя.

Это была сдача спектакля, и на нее кто-то пригласил класс старшеклассников. Мальчишки, конечно, храбрые и мужественные люди, а девчонки выходили заплаканные.

Елена Надтока.

Фото автора.

 

P.S. Литературно-музыкальную композицию «Я ПОМНЮ, ЗНАЧИТ, Я ЖИВУ!» можно увидеть 9 мая в 17.00 на малой сцене Новочеркасского драматического театра им. В.Ф. Комиссаржевской.