Удивительная вещь – малая сцена! Пространство между актерами и зрителями сужено до предела. Зрители первого ряда – на одной плоскости с героями спектакля, и, шагнув вперед, чтобы сделать пару снимков, я оказалась … у костра, где ночью, на привале, перебирал гитарные струны солдат…
«Как молоды мы были…» — этими строками из песни А. Градского открывается литературно-музыкальная композиция «Я помню, значит, я живу!» (режиссер-постановщик Наталья Лебедева).
Последние счастливые довоенные дни. Веселая и, конечно, влюбленная молодежь. Фото на память. Потом эти снимки будут хранить долгие 1418 дней и ночей разлученные войной люди – многие навсегда.
На экране – кадры военной хроники. А на их фоне – хрупкая девушка, читающая стихи: о войне, о любви. В исполнении актеров труппы – стихи поэтов-фронтовиков, С.Я. Маршака, Владимира Высоцкого. И песни – песни военных лет.
Отрывок из спектакля по пьесе А. Арбузова «Мой бедный Марат» органично вплетается в канву композиции. Марат и Лика – рождение любви в блокадном Ленинграде, в чудом уцелевшем единственном подъезде разрушенного дома.
Трогательное стихотворение С.Я. Маршака про трехлетнего мальчонку из села Поповка:
Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись, ребенок —
Последний гражданин села…
…
При нем избу его спалили,
Угнали мамку со двора
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра…
Малыш плачет без слез, а ребята постарше уже помогают взрослым бить фашистских гадов!
— В редакцию газеты «Омская правда» пришло письмо, — рассказывают зрителям актеры. Шестилетняя Ада Занегина собирала деньги на куклу – 122 рубля и 25 копеек. Она решила отдать их на танк, чтобы разбить Гитлера и поехать домой, в Смоленскую область. И другие дети стали собирать деньги на танк! Отдавали собранное на пальто, на сапоги… В отделении Госбанка открыли счет. Деньги поступали каждый день: рубли, даже мелочь. И дети собрали на танк, и он был куплен. Танк назвали «Малютка», и его повела в бой 22-летняя механик-водитель Катя Петлюк – впервые под Сталинградом в ноябре 42-го… Есть у этой истории и другие подробности, которые выходят уже за рамки спектакля. Тем лучше: у молодого поколения, кому, прежде всего, адресована постановка, будет возможность самому полистать страницы истории. И думаю, полистают: в этом месте спектакля школьники, онемевшие от волшебной силы искусства, усиленной требованием классного руководителя соблюдать дисциплину, не выдержав, зааплодировали.
Трагические строки стихов Владимира Высоцкого и Юлии Друниной… Но вот – самая что ни на есть оптимистическая нотка В. Лебедева-Кумача:
Кто сказал, что надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне!
И вот вам, пожалуйста, походный баян и пляски от души в редкие часы передышки между боями. И частушки! И смерти никто не боится, ведь как говорит легендарный Василий Теркин – герой А.Т. Твардовского, для нее как-то и времени года подходящего нет:
— Если горько гибнуть летом,
Если осенью не мед,
Если в зиму дрожь берет,
То весной, друзья от этой
Подлой шутки – душу рвет.
… Вот так и шли они к Победе. Долгие почти четыре года. И она пришла к ним весной 45-го.
— Этот День Победы
Порохом пропах! –
пели актеры, одетые в военную форму. Пели и плакали. Слеза катилась по щеке мэтра Александра Коняхина, мокрыми были щеки молодого актера, фамилию которого я не знаю… Как клялись, пели Игорь Лебедев и Эдуард Мурушкин, их однополчане…
Зал встал и аплодировал стоя.
Это была сдача спектакля, и на нее кто-то пригласил класс старшеклассников. Мальчишки, конечно, храбрые и мужественные люди, а девчонки выходили заплаканные.
Елена Надтока.
Фото автора.
P.S. Литературно-музыкальную композицию «Я ПОМНЮ, ЗНАЧИТ, Я ЖИВУ!» можно увидеть 9 мая в 17.00 на малой сцене Новочеркасского драматического театра им. В.Ф. Комиссаржевской.