Будучи лет десяти от роду, я как-то спросил своего деда по отцу – Павла Никифоровича – о том, много ли немцев он убил во время войны. И был разочарован его ответом: во время Великой Отечественной войны уничтожать вражеских солдат ему не довелось.
***
А все дело в том, что воинская специальность моего деда не была связана с уничтожением живой силы противника. Тем не менее, служба его была, как поётся в песне, «и опасна, и трудна». Ибо служить ему довелось в понтонно-мостовом батальоне, который для переправы войск через водные преграды наводил мосты как на юге (на Дону), так и на севере (на реке Свирь и в Заполярье).
К моменту начала войны мой дед был уже непризывного возраста. Но когда враг приблизился к границам его родного края, дед подал в военкомат Кривянского района рапорт с просьбой о зачислении его в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА). И просьба его была удовлетворена.
Первый понтонный мост, в сооружении которого мой дед принимал участие и повреждения которого ему в ходе бомбёжки пришлось устранять, находился у станицы Аксайской. А комендантом этой переправы в тот период был Владимир Этуш, ставший впоследствии известным артистом театра и кино. Следующей переправой, наведённой этим же понтонно-мостовым батальоном, стала переправа через Дон уже в районе станицы Константиновской. Она также подверглась жестокой бомбардировке авиацией противника, после которой понтонный парк батальона был уничтожен практически полностью. Добравшемуся до Закавказья, личному составу батальона для обзаведения новой материальной частью пришлось изготавливать там новые понтоны.
Здесь-то и был оформлен стенд с портретами передовиков производства новых понтонов. Графические портреты для стенда писал с натуры простым карандашом инженер этого батальона. В числе передовиков был и мой дед, под портретом которого была сделана машинописная подпись следующего содержания: «Красноармеец Чернов Павел Никифорович. Активный участник строительства 1-го понтонного парка. Пренебрегая своей жизнью, активно участвовал в переправе войск Красной Армии через р. Дон. Систематически перевыполняет нормы в строительстве нового понтонного парка».
После разгрома немецких войск под Сталинградом и начала контрнаступления советских войск понтонно-мостовой батальон деда был переброшен с юга СССР на его север: сначала – на Волховский фронт, затем – на фронт Карельский. Будучи участником советского наступления в Заполярье, мой дед побывал на территориях Финляндии и Норвегии. Об этом свидетельствует вручённая ему в те дни благодарственная грамота с названием «Четыре благодарности вождя», в которой перечисляются города, освобождённые в ходе Петсамо-Киркенесской операции советских войск. А к дедовой медали «За оборону Кавказа» добавилась также медаль «За оборону советского Заполярья». Ведь эта часть советской земли стала практически единственной в СССР, на территорию которой немецким и финским войскам в течение всей войны так и не удалось сколь-нибудь значительно углубиться.
Павел Чернов.