ЖЕНСКАЯ ДОРОГА К ЗНАНИЯМ
В шестом выпуске (№14 от 16.04.15) совместного творческого проекта городского отделения Союза журналистов России, Музея истории донского казачества и Центральной библиотеки им. А.С. Пушкина читателям была предложена тема развития в Области Войска Донского и его столице Новочеркасске системы образования. Вторая половина 19 века отмечается позитивными сдвигами в этой сфере. Войсковая администрация направляет свое внимание на предоставление возможности детям казаков учиться непосредственно на территории Войска Донского. Начинает создаваться разветвленная система, способная удовлетворить самые разные потребности казачьего общества и отражающая в своем развитии все новейшие веяния в сфере просвещения.
К концу 19 века число учебных заведений в Области Войска Донского достигло 1900. Вторая половина столетия характеризуется еще одним важным моментом — изменились позиции казаков в отношении образования девочек. Появляются женские учебные заведения.
О том, как это происходило, расскажет сотрудник Центра краеведческой и муниципальной информации Центральной библиотеки им. А.С. Пушкина В.М. Иваненко.
Корр.: — Валерия Михайловна, образование долгие годы было мужской привилегией. Девочек обучали в домашних условиях. Когда ситуация начинает меняться?
Иваненко В.М.: — В начале 19 века девочки в Новочеркасске могли учиться вместе с мальчиками только в 1-м приходском училище. Но целью таких заведений было утверждение в народе религиозно-нравственных понятий, распространение первоначальных полезных знаний. Лишь спустя полвека, в 1853 году, появляется институт благородных девиц. Туда, правда, принимали только представительниц дворянских семей. И все же открытие первого среднего учебного заведения для девочек стало важным событием в развитии народного образования на Дону. Тем более, что к концу 19 века в числе институток будут уже и дети из тех семей, которые могли платить немалые деньги на содержание, к примеру, торговые казаки, мещане.
Временно институт разместили на Институтской площади (ныне – площадь Павлова) в зданиях, выстроенных для войскового госпиталя. Собственное помещение появилось нескоро. Только в 1887 году состоялась его закладка по проекту Р.А. Гедике на улице Почтовой, 65 (ныне – Пушкинская улица,111, НИМИ). Обосновался на новом месте институт в 1892 году.
Одновременно здесь проживали 200 воспитанниц, начальница, ее помощники, классные дамы, другие лица. Институткам устанавливался не только специальный режим дня и поведения, но и форма одежды.
Корр.: — При всех плюсах институт не был досягаем для всех…
Иваненко В.М.: — Институт открыт по ходатайству наказного войскового атамана Михаила Григорьевича Хомутова. Он сам был человеком просвещенным и понимал важность распространения знаний среди представительниц всех сословий. В 1860 году утвердили положение о женских училищах Ведомства Министерства народного просвещения и стали учреждать заведения первого и второго разрядов. Училища второго разряда были начальными. А училища первого разряда работали по программам, приближенным к программам мужских гимназий.
Хомутов так был заинтересован в реализации этого положения, что лично сам разработал Устав училища первого разряда. Оно открылось в Новочеркасске в этом же году и должно было «…доставить лицам среднего сословия Войска Донского средства дать дочерям своим соответствующее образование». Туда могли уже поступать девочки всех сословий, чьи родители могли оплачивать учебу.
Семь лет спустя училище преобразуется в Донскую женскую гимназию, получает наименование Мариинской. Имя это присваивалось учебным заведениям, которые относились к ведомству императрицы Марии Федоровны, супруги императора Павла I и жили за счет его средств. В Новочеркасске это был Мариинский Донской институт благородных девиц. Женская же гимназия в отличие от него содержалась за счет войсковых средств и оплаты за учебу.
Корр.: — Почему же тогда гимназия имела такое название?
Иваненко В.М.: — Оказывается, педагоги и гимназистки обратились к Цесаревне Марии Федоровне, супруге будущего императора Александра III, с просьбой присвоить ее имя их учебному заведению. Она дала свое согласие, что и было зафиксировано в деле войскового наказного атамана.
Корр.: — Что представляла собой система образования в гимназии?
Иваненко В.М.: — Сначала обучение было семигодичным, а с 1887 года ввели 8-й дополнительный класс — педагогический. Гимназия была открытым заведением, девочки на учебу приходили каждый день. В числе обязательных предметов были: Закон Божий, русский язык и словесность, чистописание и сочинение, математика, география всеобщая, русская география, естественная история, история всеобщая и русская, физика. Педагогику до открытия дополнительного класса изучали как предмет. Девочки обучались также рукоделию, рисованию, чистописанию. Из языков был французский или немецкий.
Жизнь воспитанниц регламентировали важнейшие правила для учениц Мариинской Донской женской гимназии, принятые педсоветом 14 ноября 1884 года.
Корр.: — Расскажите подробнее об этих правилах…
Иваненко В.М.: — Правила устанавливали строгую дисциплину. Ученицы обязаны были в воскресенье и в праздничные дни, а также вечером накануне этих дней, посещать общественное богослужение, ежегодно бывать у исповеди и представлять начальнице гимназии свидетельство от своего духовника, не опаздывать на ежедневную утреннюю молитву перед первым уроком. Требовались почтение к старшим, воздержание от проступков, предупреждение таковых у подруг: советом, иногда и заявлением начальству. Воспитанницы обязаны были являться на занятия в одежде, установленной для всех гимназий Министерства народного просвещения.
Воспрещалось посещать балы, маскарады, танцевальные вечера, участвовать в публичных спектаклях, концертах. Под запрет попали публичная библиотека, народные чтения, гуляния. Все эти отлучения были вызваны тревожной политической обстановкой в стране в 70-80-х годах.
Но запрет на посещение публичных мест не означал, что жизнь в гимназии замерла. В газете «Донская жизнь» за 15 мая 1913 года рассказывается о празднике, который проходил во дворе мужской гимназии. На него собралось немало горожан. Среди прекрасного сада на широкой площадке присутствующие гимназисты демонстрировали свое спортивное мастерство. Особенно красивыми были упражнения с палками учениц гимназии А.Д. Дувакиной, упражнения с обручами учениц Мариинской Донской женской гимназии и пластические картины учениц гимназии Е.Д. Петровой. Воспитанники мужской гимназии поразили всех упражнениями на турнике и параллельных брусьях.
«Публика расходилась очень оживленно, довольная зрелищем, радуясь за свою здоровую, крепкую и бодрую молодежь, — писала газета. – А школа сверх того выиграла и материально, получив в пользу недостаточных воспитанников входной платы около 500 рублей».
Когда приходило время экзаменов, их сдавали. Выпускницы получали звание ученицы, окончившей полный курс женской гимназии, и учительницы начальных училищ. Они могли поступить на эту должность без особых испытаний, а также заниматься обучением детей на дому. Особо усердным «за отличные успехи и примерное благонравие» выдавались еще золотые и серебряные медали.
Поначалу гимназия располагалась в наемных помещениях. Затем по проекту архитектора А.А. Ященко в 1883 году построили здание на улице Атаманской.
Корр.: — Могли ли выпускницы рассчитывать в дальнейшем на получение высшего образования?
Иваненко В.М.: — Увы… Доступ в российские университеты по их уставам выпускницам женским гимназий был закрыт. Объяснялось это тем, что обучались они по облегченным программам. Но девушки могли поступить на Высшие женские курсы. В 1900 году в Петербурге был открыт женский медицинский институт. Кроме выпускных экзаменов в своем учебном заведении, надо было сдать еще и дополнительные экзамены по русскому языку, математике, физике и латинскому языку в объеме курса мужской гимназии.
Корр.: — Как и кем осуществлялось руководство женской гимназией?
Иваненко В.М.: — В разное время гимназию возглавляли образованные женщины, представительницы дворянского сословия. Например, одной из них была жена войскового старшины Вера Александровна Грекова. Она родилась в 1860 году, образование получила в институте благородных девиц и уже в 17 лет начала педагогическую деятельность. В 1895 назначена директором Донской Мариинской женской гимназии. Обучалось в ней 745 девочек, персонал составлял 48 человек, преподавателями были мужчины, кроме педагога по рукоделию и кастелянши. За усердие Грекова была награждена золотой медалью на Анинской ленте, состояла почетным членом Общества Вспомоществования недостаточных учениц Донской женской гимназии, была председательницей Донского общества попечения о неимущих больных и отставных педагогах, собирала средства для них. В книге «Россия в ее прошлом и настоящем» рассказывается, что новочеркасская гимназия была самой крупной в России.
Корр.: — Свою лепту в образовательный процесс внесли и частные учебные заведения. Когда это происходит?
Иваненко В.М.: — Развитию среднего женского образования способствовала реформа 1864 года, в результате которой частным лицам разрешили открывать средние учебные заведения. В 1882 году появился подготовительный пансион Дувакиной, вскоре преобразованный в частную женскую прогимназию. В 1907 году на ее базе открыли частную женскую гимназию со всеми правами государственных заведений. Сначала она была семилетней, а с 1911 года — восьмилетней за счет открытого педагогического класса.
Основательница гимназии Александра Дмитриевна Дувакина купила подворье на Атаманской улице № 30 (ныне № 40). Двухэтажный дом переоборудовали под учебные классы, построили вспомогательные помещения, открыли для гимназисток столовую с собственной кухней.
Александра Дмитриевна учредила для нуждающихся учениц стипендию имени своего отца Дмитрия Ивановича Дувакина, торгового казака. Она и поселилась во дворе гимназии, чтобы как можно больше времени проводить со своими воспитанницами. В заведении устраивались вечера, проводились экскурсии, совершались поездки и посещения театра.
Дувакина имела тесную связь с родителями своих учениц. Этим гимназия отличалась от других учебных заведений города. В феврале 1917 года местная власть на основе законов и распоряжений Временного правительства предложила Дувакиной передать гимназию под управление города. Она отказалась, и учреждение закрыли, а Александра Дмитриевна уехала из города.
Корр.: — В своих начинаниях Александра Дмитриевна Дувакина была не одинока… Не меньшую известность получила и гимназия Екатерины Дмитриевны Петровой…
Иваненко В.М.: — Петрова была дочерью войскового старшины, выпускницей Мариинской Донской женской гимназии. В 1898 году Екатерина Дмитриевна по своей инициативе и на свои средства открыла подготовительное заведение III разряда для девочек и мальчиков.
Идею совместного обучения в городе встретили неодобрительно, поэтому учеников было мало. Но это не остановило Петрову, так как она хотела преобразовать заведение в гимназию с совместным обучением девочек и мальчиков. Собрала имеющийся опыт работы в этом направлении. Побывала в подобных учреждениях в Царском Селе, в Тенишевском училище Петербурга, дважды выезжала за границу в английскую школу Бедлея — основателя новой системы образования.
Огромная подготовительная работа и настойчивость новатора дали нужный результат. 22 декабря 1907 года частное училище было преобразовано в восьмиклассную гимназию. В ней совместно обучались девочки и мальчики по программам и правам мужских классических гимназий.
Кроме образовательных задач, значительное внимание уделялось всестороннему развитию личности. Были организованы музыкальный, художественный и литературный кружки, появились оркестр и хор. Большой упор делался на внеклассное чтение. Широко использовали ручной труд, физический спорт, сокольскую гимнастику, прогулки, игры.
Уже в первые годы стало очевидным, что девочки успешно усваивают программу мужской гимназии. Наряду с мальчикам, они были равноправными членами коллектива. К 1916 году число учащихся в гимназии достигает 267 человек. В основном это были дети профессоров политехнического института, адвокатов, врачей, инженеров.
Однако у выпускников были разные права. Юноши получали аттестаты и могли поступать в университеты и институты. Девушкам выдавали свидетельства, и они могли продолжить свое образование на высших женских курсах или стать учительницами женских гимназий. Университеты для них также были закрыты. В Новочеркасске гимназия Екатерины Дмитриевны Петровой работала до установления Советской власти.
Корр.: — Чтобы попасть в учебные заведения среднего звена, будущим воспитанницам необходима была предварительная, начальная подготовка…
Иваненко В.М.: — Начальное образование также развивалось. В 1887 году открывается четырехклассное женское училище. В нем дают первоначальное образование девочкам из бедных семей. В концу 19 века в школе обучалось 263 человека. Почти две трети из них были казачьего происхождения, остальные — иногородние. Подготовка была очень серьезной. Ежегодно училище заканчивали 20 человек, которые имели право поступать в гимназии.
В начале XX века в городе было четыре женских высших начальных училища. Одно из них находилось в доме казачки Похлебиной на углу Комитетской и Почтовой улиц (бывшая вечерняя школа). В эти заведения принимали девочек в возрасте 8-13 лет, окончивших начальную школу. В училище преподавали Закон Божий, русский язык, словесность, арифметику, геометрию, начало алгебры, естествознание, физику, историю, пение, рисование, черчение, гимнастику, рукоделие. Учащиеся также могли в дополнительных классах получить профессиональную подготовку или после окончания училища пойти на специальные курсы.
Как видим, к концу 19-началу 20 века на Дону сложилась стройная образовательная система, давшая прекрасные результаты. По переписи 1897 года грамотность мужчин и женщин в Области войска Донского была выше, чем в целом по России.
Беседовала Женета Гридасова.