Сегодня: 19 октября 1826, Четверг

Деньги появились давно. А как только они появились, сразу понадобилось их охранять. А поскольку деньги не лежали на месте, возникла необходимость охранять их перевозки.

Еще в Древнем Риме охрана ценностей стала насущной проблемой не частных лиц, а государственной политики; задействованы в этом деле были армия и флот.

В эпоху Киевской Руси перевозка денег и других ценностей имела большие масштабы при торговле с Хазарией и Византией, а еще — когда князь объезжал свою территорию для сбора налогов. Охраняла тогда все это добро княжеская дружина. Везли деньги на обыкновенных возах или в телегах.

В Московском государстве в XVII веке на помощь пришло почтовое дело — ямская гоньба, на которую, кроме доставки писем,  была возложена и срочная доставка партий государственных ценностей, в их числе — денежных сумм.

В  XVIII веке и в первой половине XIX века крупные суммы денег или золота по суше перевозились гужевым транспортом, для большей безопасности — караванами повозок, сопровождаемых надежной охраной. В караван включалось от 10 до 15 повозок, на каждую из которых грузилось до 25 пудов груза. Караван сопровождался вооруженным конвоем из расчета по 1-2 человека на повозку, конвоиры сидели  рядом с возницей. В качестве повозок летом использовались телеги, зимой — открытые сани, груз предписывалось укрывать от непогоды рогожами и тщательно увязывать веревками.

В петровские времена в этом деле произошли изменения. Теперь денежный караван двигался под начальством доверенного офицера, а эскорт мог состоять из драгун. В послепетровское время воинскую охрану крупных конвоев с наличностью по традиции еще какое-то время также несли драгуны, а затем эта роль постепенно перешла к караульной команде, которая могла назначаться от любой из стоявших в данной местности воинской части. А обязанности по сопровождению ценностей, пересылаемых с почтовыми каретами, были возложены на органы полиции.

XIX век. С развитием экономики все больше денег требовалось перевозить промышленникам, торговцам и финансистам по внутригородским маршрутам. И  постепенно сложилась схема того, что можно условно назвать “факультативной” инкассацией, то есть препровождения торговой выручки в кассы банковских учреждений на основе добровольного согласия владельцев этих денежных средств. Ее организаторами, как правило, выступали сами банковские учреждения, которые в своих целях были заинтересованы в увеличении общего потока проходивших через них денежных средств, — для их вовлечения в различные схемы кредитования. А технически это возлагалось на создаваемые в этих целях особые артели, артельщики и несли солидарную и полную ответственность за доставляемые ценности. Схема доставки в банковские учреждения и из них, и даже перевозок по стране на более дальние расстояния с привлечением артельщиков, дожила в нашей стране вплоть до эпохи первых пятилеток.

В то же время государство стало оказывать населению услуги по централизованной пересылке по своим каналам денежных переводов из одних концов страны в другие и за границу. Это были безналичные перечисления, но за ними стояла в том числе и необходимость организации перевозок денежных сумм в натуре. В этом технологически участвовали государственная почтовая служба, учреждения Государственного казначейства и Государственного банка на местах. Кроме того, были в той или иной степени задействованы государственные железные дороги, правительством заключались возобновляемые соглашения с частными перевозчиками — владельцами частных железных дорог, воднотранспортных средств и др. Постепенно формировалась определенная инфраструктура, аналогичная службам и структурам, которые практически осуществляют организацию налично-денежного обращения и оборота ценностей в настоящее время.

Однако до 1917 года в России не существовало специальных служб перевозки ценностей. Если подвести итог, то охрану государственных средств при транспортировке выполняли воинские команды, государственная почта, фельдъегерская служба. Охрана частных денежных средств при перевозке была личным делом банков и негоциантов. После Великой Октябрьской социалистической революции ситуация изменилась. Инкассация сначала была поручена органам ЧК-ОГПУ и службе фельдъегерской связи СССР.

А 1 августа 1939 года на основании приказа председателя Правления Госбанка СССР была создана служба инкассации при Госбанке СССР. Эту дату теперь отмечают как профессиональный праздник инкассаторов.

В 1988 году создано Российское объединение инкассации (Объединение “РОСИНКАС”), которое, с принятием Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации” от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ, вошло в систему Банка России. Официальное наименование «РОСИНКАС» сегодня – Российское объединение инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка Российской Федерации (Банка России).

Сейчас объединение «РОСИНКАС» — крупнейшая организация в России, оказывающая услуги по инкассации наличных денег и перевозке ценностей. В объединение входит 79 филиалов  — от Калининграда до Сахалина,  490 участков инкассации с численностью работников около 18 тысяч человек. «РОСИНКАС» обслуживает более 99% сети расчетно-кассовых центров Банка России и 52,6% сети кредитных организаций и их филиалов.

Рассказывает начальник Новочеркасского участка инкассации объединения «РОСИНКАС» В.М. Максимов:

— В Ростове-на-Дону и в Ростовской области с нашим объединением сотрудничают более полутора тысяч организаций. Мы всегда готовы предоставить комплексную услугу в виде инкассации (перевозки) денежной наличности, пересчета денег, включая пересчет и формирование кассет банкоматов,  и сервисного обслуживания банкоматов и терминалов.

— А обеспечивает ли «РОСИНКАС» полную компенсацию клиенту в случае утраты или хищения ценностей при транспортировке?

— Безусловно.  Наше объединение действует в строгом соответствии с законодательством России и осуществляет страхование и обеспечивает полную страховую защиту всех перевозимых ценностей от всех рисков повреждения или физической гибели по любой причине. Осуществляет оно это через Страхового брокера Willis Limited, который полностью разместил риск в перестрахование среди Лондонских перестраховщиков и синдикатов Lloyd’s.

— Владимир Максимович!  Вы можете назвать своих клиентов в Новочеркасске?

Конечно. С нами работают кредитные учреждения: «Центр-инвест», «Газпромбанк», «ВТБ-24», «Фондсервисбанк», а также транспортные организации, автозаправки «Лукойл», филиал «Почты России», ЮРГПУ (НПИ), НЭВЗ, мясокомбинат, другие предприятия. Мы всегда рады новым клиентам и готовы рассмотреть любые дополнительные предложения по сотрудничеству.

 Татьяна Владимирова.

 (Публикуется на правах рекламы)

 На снимках: инкассаторы прошлых лет и нынешние.