7 января исполнилось 145 лет со дня открытия на Дону первой Публичной библиотеки. Это была любимая всеми нами и сегодня «Пушкинка». Много поколфений жителей нашего города выросли, будучи читателями библиотеки, и много поколений библиотекарей трудились, сея действительно «доброе, разумное, вечное» среди жителей Новочеркасска.
И спасибо библиотекарям всех поколений, которые смогли пронести и сохранить сквозь перипетии двух революций, двух страшнейших войн, всех идеологических кампаний, фонды библиотеки, иной раз рискуя собственной карьерой. Низкий им поклон и огромное спасибо, так как сегодня наш город располагает поистине уникальнейшим фондом дореволюционных изданий. Поэтому к нам едут читатели, со всех «городов и весей».
Сегодня, благодаря вниманию Администрации нашего города, управлению культуры, созданы очень хорошие условия для хранения нашего фонда. И мы надеемся, что еще многие поколения исследователей смогут ими воспользоваться и сделать сенсационные открытия.
А сегодня позвольте поделиться нашими открытиями. Я думаю, что приведенный материал будет интересен не только новочеркасским краеведам, но и всем, кто интересуется историей войска Донского.
Мы давно сотрудничаем с газетой «Частная лавочка». В конце прошлого года мы открыли рубрику «Персона Грата». В ней уже опубликован ряд статей из периодических изданий нашего фонда.
Сегодня мне хочется поделиться нашей очередной находкой. Все тот же журнал «Горно-заводское дело» 1915 год. Материал по проекту обводнения города Новочеркасска. Вроде бы сугубо технический документ. Но как это интересно. Какие же планы строились. И если бы не Первая мировая, а затем революция с её братоубийственной войной… если бы эти проекты стали явью, как бы процветал наш любимый Новочеркасск!
Я просто процитирую части статьи, используя словоообороты начала ХХ века.
19-25 января 1915 года в Новочеркасске проходил Первый Северо-Кавказский мелиоративный съезд. В Съезде принимали участие представители правительственных учреждений, ученых и общественных организаций Терской, Кубанской и Донской областей, Ставропольской, Азовской и Астраханской губерний.
Из большого числа докладов необходимо выделить один, имеющий отношение к нашему любимому городу Новочеркасску.
Это доклад комиссии по обводнению «Технические и экономические условия обводнения города Новочеркасска».
Комиссия, оказывается, проектировала канал в двух вариантах: в одном река Аксай углубляется для прохождения судов глубокой осадки — до 10 футов только в нижнем течении – от Новочеркасска до станицы Аксайской, а верхняя часть реки превращается в канал меньшей глубины — до 7 футов. А в другом — Аксай на своем протяжении углубляется для судоходства такой большой осадки, как в нижнем течении Дона.
Первый вариант требует затрат на работы по углублению реки и устройству гавани в 267 тыс. рублей, второй — в 3 200 тыс. рублей.
Необходимая для покрытия затрат доходность канала должна исчисляться в 182 тыс. рублей в год, а для этого каналу требуется провозить вниз и вверх не меньше 30-40 млн. пудов груза в год. Комиссия нашла такой грузооборот возможным.
Канал должен устраиваться в связи с общим устройством путей сообщения: шлюзованием Дона и Донца, проведением проектируемой в последнее время магистрали Саратов-Приазовье и постройки Ростово-Таганрогского канала.
Из Новочеркасской гавани должна быть создана угольная гавань, обслуживающая богатый антрацитовый район, тяготеющий к Новочеркасску.
В недрах станиц Новочеркасской, Невеженской, Гнилушанской и Садковской по исчислению специалистов содержится 70 млрд. пудов антрацита. Также близ Новочеркасска расположен разрабатываемый в настоящее время Грушевско-Власовский антрацитовый район.
Подле Новочеркасска наблюдается лихорадочный рост антрацитовой промышленности. За трехлетие 1910-1912 гг. в четырех станицах, расположенных вокруг Новочеркасска: Новочеркасской, Кривянской, Бессергеневской и Владимирской заарендована площадь в 105 кв. верст с обязательной ежегодной выработкой в 25 млн. пудов.
Одной новой обязательной выработкой истекшего трехлетия возможно обеспечить Новочеркасскую гавань грузом более, чем наполовину. Но та же гавань может почерпнуть грузы из тех 19,5 млн. пудов хлеба, угля, леса и других товаров, которые провозятся по Юго-Восточным железным дорогам мимо Новочеркасска на Ростов-Пристань и там перегружаются на суда.
Из тех 35,5 млн. пудов антрацита, которые вывозятся теперь в приазовские порты – Ростов, Таганрог и Мариуполь, из тех 96,5 млн. пудов хлеба, который получается в ближайших округах — Донецком, Первом Донском и Черкасском, Новочеркасск может принять многие из грузов, идущих в настоящее время по железной дороге с Севера на Ростов и разгрузить этим Ростовский порт, страдающий от перегрузки.
Особое значение может приобрести Новочеркасск с проведением магистрали Саратов-Приазовье, по которой предполагается направить сибирский хлеб на заграничные рынки. Новочеркасской гавани для грузов с Севера откроется доступ на обширные рынки на Дону, по берегам Азовского и Черного морей и заграницу.
В заключение приведу резолюцию Съезда по данному докладу:
1. Принимая во внимание, что угольная промышленность, развивающаяся по богатейшим залежам антрацита в окрестностях Новочеркасска, нуждается для своего дальнейшего роста в близком водном пути, что устройством водного канала более всего ускоряется и удешевляется доступ для это промышленности к обширному рынку на Дону и побережью Азовского и Черного морей, к каковому (рынку) она имеет естественное тяготение, и что в зависимости от этого канала должно последовать усиление производства хлеба на огромной территории ближайших земледельческих органов Донской области, а равно должно последовать экономическое процветание областного города Новочеркасска, служащего для края не только не только административным центром, но и культурно-просветительным,- надлежит признать устройство Аксайского канала с экономической стороны выгодным и необходимым.
2. Признать необходимым, войти с ходатайством к Правительству, чтобы изыскание и составление этого сложного проекта по обводнению реки Аксая были приняты за счет казны.
3. Признать необходимым образование особого комитета в целях осуществления задач по обводнению реки Аксай.
В заключение хочу сказать, что, как мы видим, история судила по-другому. Но то, что были такие планы, и то, что у нас сохранились источники, где это опубликовано, это уже наше достояние и наша гордость.
Поэтому, я приглашаю всех, кому интересна наша информация, к нам в Центр по работе с книжными памятниками: г. Новочеркасск, ул. Буденновская, 141. Тел. 24-34-90. Мы очень любим наших читателей, рады сотрудничеству и надеемся на новые общие открытия.
Ирина Касаркина,
зав. Центром по работе с книжными памятниками.