Сегодня:

7 января исполнилось 145 лет со дня открытия на Дону первой Публичной библиотеки. Это была любимая всеми нами  и сегодня «Пушкинка». Много поколфений жителей нашего города выросли, будучи читателями  библиотеки, и много поколений библиотекарей трудились, сея действительно «доброе, разумное, вечное» среди жителей  Новочеркасска.

И спасибо библиотекарям всех поколений, которые смогли пронести и сохранить сквозь перипетии двух революций, двух страшнейших войн, всех идеологических кампаний, фонды библиотеки, иной раз рискуя собственной карьерой. Низкий им поклон и огромное спасибо, так как сегодня наш город располагает поистине уникальнейшим фондом дореволюционных изданий. Поэтому к нам едут читатели, со всех «городов и весей».

Сегодня, благодаря вниманию Администрации нашего города, управлению культуры, созданы очень  хорошие условия для хранения нашего фонда. И мы надеемся, что еще многие поколения исследователей смогут ими воспользоваться и сделать сенсационные открытия.35

А сегодня позвольте поделиться нашими открытиями. Я думаю, что приведенный материал будет интересен не только новочеркасским краеведам, но и всем, кто интересуется историей войска Донского.

Мы давно сотрудничаем с газетой «Частная лавочка». В конце прошлого года мы открыли рубрику «Персона Грата». В ней уже опубликован ряд статей из периодических изданий нашего фонда.

Сегодня мне хочется поделиться нашей очередной находкой. Все тот же журнал «Горно-заводское дело» 1915 год. Материал по проекту обводнения города Новочеркасска. Вроде бы сугубо технический документ. Но как это интересно. Какие же планы строились. И если бы не Первая мировая, а затем революция с её братоубийственной войной… если бы эти проекты стали явью, как бы процветал наш любимый Новочеркасск!

Я просто процитирую части статьи, используя словоообороты начала ХХ века.

 

19-25 января 1915 года в Новочеркасске проходил Первый Северо-Кавказский мелиоративный съезд. В Съезде принимали участие представители правительственных учреждений, ученых и общественных организаций Терской, Кубанской и Донской областей, Ставропольской, Азовской и Астраханской  губерний.

Из большого числа докладов необходимо выделить один, имеющий отношение к нашему любимому городу Новочеркасску.

Это доклад комиссии по обводнению  «Технические и экономические условия обводнения города Новочеркасска».

Комиссия, оказывается, проектировала канал в двух вариантах: в одном река Аксай углубляется для прохождения судов глубокой осадки — до 10 футов только в нижнем течении – от Новочеркасска до станицы Аксайской, а верхняя часть реки превращается в канал меньшей глубины — до 7 футов. А в другом — Аксай на своем протяжении углубляется для судоходства такой большой осадки, как в нижнем течении  Дона.

Первый вариант требует затрат на работы по углублению реки и устройству гавани в 267 тыс. рублей, второй — в 3 200 тыс. рублей.

Необходимая для покрытия затрат доходность канала должна исчисляться в 182 тыс. рублей в год, а для этого каналу требуется провозить вниз и вверх не меньше 30-40 млн. пудов груза в год. Комиссия нашла такой грузооборот возможным.

Канал должен устраиваться в связи с общим устройством путей сообщения: шлюзованием Дона и Донца, проведением проектируемой в последнее время магистрали Саратов-Приазовье и постройки  Ростово-Таганрогского канала.

Из Новочеркасской гавани должна быть создана угольная гавань, обслуживающая богатый антрацитовый район, тяготеющий к Новочеркасску.

В недрах станиц Новочеркасской, Невеженской, Гнилушанской и Садковской по исчислению специалистов содержится  70 млрд. пудов антрацита. Также близ Новочеркасска расположен разрабатываемый в настоящее время Грушевско-Власовский антрацитовый район.

Подле Новочеркасска наблюдается лихорадочный рост антрацитовой промышленности. За трехлетие 1910-1912 гг. в четырех станицах, расположенных вокруг Новочеркасска: Новочеркасской, Кривянской, Бессергеневской и Владимирской заарендована площадь в 105 кв. верст с обязательной ежегодной выработкой в 25 млн. пудов.

Одной новой обязательной выработкой  истекшего трехлетия возможно обеспечить Новочеркасскую гавань грузом более, чем наполовину. Но та же гавань может почерпнуть грузы из тех 19,5 млн. пудов хлеба, угля, леса и других товаров, которые провозятся по Юго-Восточным железным дорогам мимо Новочеркасска на Ростов-Пристань и там перегружаются на суда.

Из тех  35,5 млн. пудов антрацита, которые вывозятся теперь в приазовские порты – Ростов, Таганрог и Мариуполь, из тех 96,5 млн. пудов хлеба, который получается в ближайших округах — Донецком, Первом Донском и Черкасском, Новочеркасск может принять многие из грузов, идущих в настоящее время по железной дороге с Севера на Ростов и разгрузить этим Ростовский порт, страдающий от перегрузки.

Особое значение может приобрести Новочеркасск с проведением магистрали Саратов-Приазовье, по которой предполагается направить сибирский хлеб на заграничные рынки. Новочеркасской гавани для грузов с Севера откроется доступ на обширные рынки на Дону, по берегам Азовского и Черного морей и заграницу.

 

В заключение приведу резолюцию Съезда по данному докладу:

 

1. Принимая во внимание, что угольная промышленность, развивающаяся по богатейшим залежам антрацита в окрестностях Новочеркасска, нуждается для своего дальнейшего роста в близком водном пути, что устройством водного канала более всего ускоряется и удешевляется  доступ для это промышленности к обширному рынку на Дону и побережью Азовского и Черного морей, к каковому (рынку) она имеет естественное тяготение, и что в зависимости  от этого канала должно последовать усиление производства хлеба на огромной территории ближайших земледельческих органов  Донской области, а равно должно последовать экономическое процветание областного города Новочеркасска, служащего для края не только не только административным центром, но и культурно-просветительным,- надлежит признать устройство Аксайского  канала с экономической стороны выгодным и необходимым.

2. Признать необходимым, войти с ходатайством к Правительству, чтобы изыскание и составление этого сложного проекта по обводнению реки Аксая были приняты за счет казны.

3. Признать необходимым  образование особого комитета в целях осуществления задач по обводнению реки Аксай.

 

В заключение хочу сказать, что, как мы видим, история судила по-другому. Но то, что были такие планы, и то, что у нас сохранились источники, где это опубликовано, это уже наше достояние и наша гордость.

Поэтому, я приглашаю всех, кому интересна наша информация, к нам в Центр по работе с книжными памятниками: г. Новочеркасск, ул. Буденновская, 141. Тел. 24-34-90. Мы очень любим наших читателей, рады сотрудничеству и надеемся на новые общие открытия.

 Ирина Касаркина,

зав. Центром по работе с книжными памятниками.