Сегодня:

Очередная межрегиональная, третья по счету «Выставка молодых», открывшаяся в выставочном зале дома-музея И.И. Крылова,  — несомненно, событие в культурной жизни Новочеркасска.  Участвует в ней более семидесяти авторов, работ — около ста восьмидесяти. Охват городов и областей, от которых представлены картины, расширился. Есть работы из Пензы, Белой Калитвы, Кущевской, Геленджика. На этот раз все переместилось из летнего мажорного временного периода в минорные тиски непредсказуемой донской зимы. Декабрь сам по себе — предвкушение Нового года, подведение итогов, попытка завершить все незаконченное. Так устроен мир, что в нем нет ничего законченного. Все в процессе.

В изобразительном искусстве конкуренция небывалая. Доля коммерческого неуклонно растет. При переходе к рабовладельческой демократии новое поколение, вкусившее кислотного воздуха, устраивает истерические биенале в столицах, обсмеивая всё и вся. Провинция или сдержанно иронизирует, или строит резкие трехэтажные словосочетания в искусстве.  Смех, кстати, тоже стал товаром, его, как вагонетки с черным углем, высыпают в промышленных масштабах на головы очумевших у экранов зрителей. Во всем этом калейдоскопе принтеров, планшеток, мониторов, телеэкранов, рекламных баннеров застывшая живопись просто теряется. Всё на бегу и наскоком, вокруг движущейся картинки.

Молодость торопится жить, острее ощущает бренность мира и, как всегда, права. Занятие искусством помогает отвлечься, остановиться в изумлении перед красотой. Вылупивший глаза прагматизм стремится только к плотским утехам и комфорту. Массовая культура сильнее привлекает широкие массы. Яркий балаган заманчивее и громче музеев и галерей. Вступившим на путь искусства начинающим художникам всегда нужна поддержка. И такие выставки — стартовые площадки для поиска своей ниши, обретения таланта.

Но теперь о самой выставке.

Преобладание работ прекрасной половины человечества очевидно. Очень много прикладного. Мария Игоревна Гречина порадовала внушительными панно в технике спекания стекла или горячей эмали. Иногда эту технику именуют «фьюзингом», что в переводе с английского означает просто плавку. Мозаичными панно Виктории Белокобыльской можно хоть сейчас украшать интерьеры общественных зданий или учреждений.  Тонконогие «Куклы» Елизаветы Афанасьевой привлекают внимание.  От них веет безудержным полудетским смехом, переходящим в юношеские колкости.  Как ломка голоса у подростков, когда сквозь высокий тон начинают прорываться хриплые нотки взросления. Батик Юлии Масловой — с азиатской тематикой, а  «Жар-птица» —  в чисто русском стиле хохломских росписей.

Вдохновляет «Синий домик» Анжелики Шуст. Пастозные «Гранаты» Ольги Березниковой — как из оплавленной смальты. Автор пишет в широкой манере мастихином.  Монохромна по колориту постановочная композиция Александры  Безгачевой: все оружие сложено у ног Богородицы. Графика Ивана Анисимова переполнена юмором и самоиронией. А вот графика Владимира Фоменко актуальна по содержанию и наполнена смыслом. Анималистика Андрея Михайлова — с  подтекстом. «Меркель с Обамой»  карикатурны. Художник откликается на актуальные события.  О полотне с павлинами можно составить целый рассказ-притчу.

Архитектурные мотивы Светланы Ивановой весьма популярны  у многих зрителей. У художника появилась целая группа поклонников.  Мы надеемся увидеть в будущем авторский  альбом с видами Новочеркасска.  Пластик и бетон медленно и уверенно вытесняет неповторимый провинциальный модерн,  он может остаться только на графических листах и фотографиях.

«Крыши старого города» и  «Городской мотив»  Елены Коробницыной интересны по колориту и композиции. Любопытно «Морское утро» А.П. Кирсановой.  Наиболее содержательны по исполнению и законченности пейзажные полотна Евгения Тимофеева. Художник любит шестигранные колокольни в стиле саврасовских «Грачей».  Пожелание автору:  особо не увлекаться фотореализмом, использовать чаще фактурные приемы.

Великолепны натюрморты Ксении Овчаренко. В них виден уже сложившийся мастер. Хороши натюрморты Ирины Петровой и «Клаксоны» Я.Порутчиковой. У А. Туриковой в натюрморте  «Сентябрь» — просто «томатный рай». Зеленая бутыль с осадком убедительна. Приятны для восприятия акварели Т. Животниченко (Красный Сулин). Изумительно небо в «Теплом вечере».

Размашисто эмоционально, в свободной манере пишет Т. Дубинец.  Яркими красками написана работа «После дождя» В. Хорошавиной. Автор передает настроение, когда после летнего прохладного райского ливня ударяет резко солнце. Оригинален К. Письменский со своими «Красными человечками». Особую технику применяет Т. Сурова в декоративном полотне «В Донском краю».  Наив «Калядки» Петрашовой единственный на всей выставке.

Еще много интересных работ можно перечислять, но по-прежнему дефицит портретов.  Графический лист И. Устименко «Нерешительность» — успешен. Привлекает внимание и колоритом, и композицией портрет В. Игнатенко  «Катерина».

Особо стоит отметить организаторов выставки. Благодаря председателю городского клуба художников Константину Сиденину,  взявшим на себя всю черновую работу,  директору музея Елене Александровне Григоренко, творческой группе «Мишкинские бугры»  состоялся этот показ.  Всем экспонентам желаем творческого роста, творческого горения. И еще  —  дарить  радость зрителям.   Не пытаться угнаться за всеми капризами заказчика, а писать то, что  дорого и близко. Одним словом — творить.

Сергей Шабанов, искусствовед.