Сегодня:

Любо – не любо

Сегодня мы беседуем с известным в городе человеком — Михаилом Александровичем Васильевым: депутатом нескольких предыдущих созывов городской Думы и новочеркасским атаманом периода возрождения. Разговор с ним пойдет как раз о казачестве.

— Вы участвовали в движении возрождения казачества почти с самого его начала, то есть более 25 лет. Получив такой опыт, какую программу вы бы сейчас предложили казакам?

— На мой взгляд, реестровое казачество вообще носит странный характер. Ведь любая станица состоит не только из “граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 65 лет, взявших на себя обязанности по несению государственной и иной службы”, как это сейчас оговорено в законе. Станица  — это сообщество, в котором состоят от рождения до смерти целыми семьями. От грудных детей до глубоких стариков. Нельзя вычеркнуть из станицы человека, перешагнувшего пенсионный порог или принимать туда казака только с призывного возраста. Теряется преемственность поколений. Уничтожается сама идея казачества.

Совсем недавно реестровым казакам запретили участвовать в любой политической деятельности, то есть, по сути, ограничили нас в гражданских правах. Создали “ловушку”, “резервацию” для простых казаков и одновременно — кормушку для чиновников “от казачества”.

— Что нужно сделать, чтобы жизнь казаков стала достойной? Есть определяющие составляющие?

— Их несколько: политическая, экономическая, культурная, социальная, учебно-воспитательная и православие.

Политическая составляющая. Казаки не должны быть инертны  — мы должны участвовать в  выборах любых уровней: местных, региональных и федеральных. И придя во власть, добиваться исполнения Указа Президента России “Об исполнении “Закона о реабилитации  репрессированных народов” в отношении казачества”, изданном еще в начале 90-х годов прошлого столетия. Ведь его не исполняют! Хотя через реализацию этого Указа можно многого добиться. Указ действует и по сей день, его никто не отменял, им нужно пользоваться, защищая интересы донского казачества. Ведь ни один другой народ России не пострадал больше, чем казачий.

Экономическая составляющая. В первую очередь, это вопрос земли. Испокон века каждый казак при рождении получал надел из станичного фонда. И сейчас каждая станица должна иметь резервный фонд земли. Его излишки можно сдавать в аренду и получать деньги, наполняющие бюджет станицы. Когда я был атаманом станицы Средней новочеркасского округа, у нас было 400 гектаров земли. Азовский рынок, кстати, тоже был торговым станичным предприятием. Должна быть у станиц и своя “тоня”. Это часть реки, взятая в аренду, где производится промышленный лов рыбы сетями. В начале 90-х годов прошлого столетия у станицы Средней была своя «тоня».

И обязательно должны существовать льготы для казаков при организации ими бизнеса.

Учебно-воспитательная составляющая. Станица должна направлять своих молодых казаков на учебу в кадетские корпуса, в новочеркасский университет, где для казачьей молодежи должны быть льготы для поступления, так же как и льготы при поступлении во все военные училища России.

И, конечно, немаловажную роль играет спорт.

Я вижу, что и теперь на станице Средней детвора, подростки и молодежь занимается спортом. Считаю, что каждая станица должна иметь свои спортивные команды — футбольные, волейбольные, баскетбольные, спортивной борьбы. Это привлекает молодых людей к активному участию в казачестве.

Социальная. Многие казачьи семьи живут достаточно бедно, особенно пожилые люди. Им нужна материальная поддержка. И из муниципалитета, и со стороны станиц. Очень хорошо, что станицы собирают средства и отправляют их в помощь юго-востоку Украины, но нельзя при этом забывать о своих…

Культурная составляющая. К сожалению, я не вижу на станичных сходах священников, а ведь без православной веры нет истинного казачества. Тем более, что недавно произошло знаковое событие — наш Вознесенский кафедральный собор стал носить статус Патриаршего и всеказачьего. И Патриарх взял казаков под свое духовное покровительство. Это обязывает и казаков, и новочеркасских священнослужителей быть ближе друг к другу. Когда я был атаманом Средней, протоиерей Олег Добринский каждую неделю ходил на наши сходы и благословлял их, наставлял казаков. При станице действовала воскресная православная школа.

Нельзя забывать и о казачьем уникальном фольклоре, поддерживать донские хоры. И, конечно, ходить в новочеркасский театр — старейший на Дону — и музей истории донского казачества, тоже в свое время ставший первым музеем на территории Области Войска Донского. И приучать к этому своих детей с молодых лет. Чтобы не распалась связь казачьих времен.

— Как вы считаете,  кто сейчас может возглавить Всевеликое Войско Донское, объединить его? Есть такой человек?

— Есть! В нынешний переходный период атаманом “примирения” должен стать Виктор Николаевич Ратиев, который и сейчас возглавляет Союз казачьих Войск России и зарубежья. Ратиев был походным атаманом ещё в начале 90-х годов прошлого столетия. Это опыт и харизма. Другой кандидатуры я пока не вижу.

Интервью взяла

Наталья Андреевская.